Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский начал бессрочную сухую голодовку в знак солидарности с бывшим вице-президентом ЮКОСа Василием Алексаняном, которого, несмотря на то, что он болен СПИДом, не переводят из СИЗО в гражданскую клинику. Об этом в эфире радиостанции "Эхо Москвы" сообщил адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт. "Ходорковский объявил о своем решении вчера и будет голодать пока Алексаняна не поместят в клинику", - сказал адвокат.
В размещенном на сайте Ходорковского заявлении на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки экс-глава ЮКОСа отметил, что "вынужден выйти за процессуальные рамки и проинформировать Вас о начале голодовки", так как его поставили "перед невозможным моральным выбором:
- признаться в несуществующих преступлениях, спасти тем самым жизнь человека, но сломать судьбы невиновных, записанных мне в "соучастники",
- отстаивать свои права, дожидаться становления независимого суда, но стать причиной возможной гибели своего адвоката Алексаняна. Я долго думал и не могу сделать выбора, перед которым меня поставили".
"С.К. Каримов (следователь Генпрокуратуры Салават Каримов - прим. ред.), имеющий непосредственное отношение к происходящему, работает непосредственно в Вашем подчинении. Прошедшие несколько лет Каримов, действуя в непосредственном контакте, как я обоснованно полагаю, с И.И. Сечиным (замруководителя кремлевской администрации Игорь Сечин - прим.ред.), предпринимал многочисленные, мягко скажем, сомнительные действия по формулированию доказательств несуществующих преступлений. В том числе и путем угроз, возбуждения дел против несговорчивых свидетелей. Часть этих угроз была реализована, дела сфабрикованы, люди в розыске или в тюрьме", - пишет Ходорковский.
"Очень надеюсь на то, что возглавляемое Вами ведомство примет решение, гарантирующее Алексаняну жизнь и медицинскую помощь", - отмечает заключенный.
- Салават Каримов и Игорь Сечин
- В Чите начальник УФСИН ничего не знает о "голодовке"
- А за "отказ от пищи" Ходорковского вновь накажут
- Суд оставил Ходорковского в СИЗО Читы до 2 мая
А в пятницу, 1 февраля, в защиту Василия Алексаняна намерены начать голодовку протеста правозащитники из группы "Совесть" Татьяна Монахова и мать четверых детей Елена Санникова. Акция рассчитана на 40 дней. В этот период они вместе с участниками других общественных и правозащитных организаций проведут серию одиночных пикетов возле здания Генеральной прокуратуры России.
Отметим, что в среду в Симоновском суде Москвы началось предварительное слушание по делу Алексаняна, фактически умирающего в заключении. В ходе заседания Алексаняну стало плохо, ему вызвали "скорую помощь". Его защита просила отложить заседание на четверг, однако суд отказался. "Мне дожить бы до процесса", - отметил подсудимый.
Накануне Алексанян был доставлен в СИЗО "Матросская тишина" больным. Там ему оказывается необходимая медицинская помощь, заявила первый замначальника медуправления Федеральной службы исполнения наказаний России Алла Кузнецова.
Алексанян обвиняется в присвоении или растрате денежных средств, а также их легализации. По версии Генпрокуратуры РФ, он совершил хищение имущества ОАО "Томскнефть", а также акций нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих компаний ВНК. Сам Алексанян вины не признает и утверждает, что все обвинения, выдвинутые в его адрес, сфальсифицированы.
Между тем бывший совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин считает, что "российские власти перешли от ареста политических оппонентов к их уничтожению". В своем заявлении, текст которого оказался в распоряжении сайта NEWSru Israel, Невзлин отмечает, что "своей голодовкой Ходорковский привлекает внимание общественности к судьбе Василия Алексаняна и других людей ЮКОСа, оказавшихся в российской тюрьме по сфабрикованным обвинениям".
"В ситуации, когда Кремль игнорирует решения Европейского суда по правам человека, Запад должен предпринять действенные шаги для прекращения издевательств над политическими заключенными", - подчеркивает предприниматель. Он извещает, что в ближайшее время выезжает в США "с целью мобилизовать правозащитные организации для борьбы за жизнь людей ЮКОСа, а также привлечь внимание к сложившейся ситуации Конгресса США, Сената, Госдепартамента и Белого дома".
В свою очередь представители российских правозащитных организаций высказали опасения за здоровье Михаила Ходорковского, сообщает "Интерфакс". "Голодовка, особенно сухая, а тем более в условиях следственного изолятора, может серьезно сказаться не только на его здоровье, но и на жизни", - сказал журналистам в среду лидер движения "За права человека" Лев Пономарев. "Я решение Ходорковского о голодовке поддерживаю. Единственное, я призываю его отказаться от сухой формы голодовки", - сказал он. В то же время глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает, что в ситуации Ходорковского "голодовка - единственный доступный способ поддержать товарища в беде".
В Чите начальник УФСИН ничего не знает о "голодовке"
Начальнику областного УФСИН Юнусу Амаеву ничего не известно о голодовке Михаила Ходорковского. "Я ничего не знаю, позвоните начальнику следственного изолятора", - сказал он "Интерфаксу" в среду.
Читинские адвокаты, представляющие интересы Ходорковского, также не располагают информацией о голодовке их подзащитного. "Первый раз слышу. Я его видел утром, разговаривал с ним, и ни о какой голодовке речь не шла", - сказал в среду адвокат Семен Розенберг.
Во время заседания в среду Читинского областного суда, где решался вопрос о продлении Ходорковскому до 2 мая 2008 года срока содержания под стражей в следственном изоляторе, речи о голодовке также не было.
За отказ от пищи Ходорковского вновь накажут
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский за отказ от пищи вновь будет наказан. Как заявил позднее в среду "Интерфаксу" начальник УФСИН по Читинской области Юнус Амаев, "у нас нет такого понятия "голодовка", есть "отказ от пищи"".
Он подчеркнул, что отказ заключенного от пищи является нарушением внутреннего распорядка дня. "Если отказ от пищи ничем не обоснован, то Ходорковский будет наказан за нарушение внутреннего распорядка", - отметил начальник УФСИН.
Напомним, что Ходорковский уже объявлял сухую голодовку с 27 апреля по 1 мая 2006 года в знак протеста против помещения его в одиночную камеру. Но тогда руководство читинского СИЗО заявило, что голодовки не было, потому что Ходорковский не написал предварительно заявление о том, что начинает голодать.
В свою очередь руководитель Санкт-Петербургского отделения организации "Комитет за гражданские права" Борис Пантелеев пояснил сайту "Избранное", что в законе нет понятия "голодовка", а есть понятие "отказ от приема пищи", и администрации (колонии, тюрьмы) считает, что голодовка не является фактом, если отказывающийся от пищи не написал официального заявления, и может не считать себя обязанной оказывать голодающему без заявления медицинскую помощь.
"Если заключенный пишет заявление об отказе от пищи, и оно регистрируется, то к нему должна прийти комиссия, выяснить причины протеста, и, убедившись в наличии нарушений, их устранить, - рассказал правозащитник. - А если устранить их администрация не может, то жалобе должны дать ход: она отправляется в главк, о ней узнает прокуратура, и на этом уровне проблема решается".
Что касается голодовки Ходорковского в защиту Алексаняна, то законом предусмотрены действия заключенных в защиту третьих лиц, значит Ходорковский имеет право поддержать того, в отношении кого, по его мнению, нарушены правовые нормы, отметил Пантелеев.
Суд оставил Ходорковского в СИЗО Читы до 2 мая
Басманный суд Москвы сегодня признал, что проведение следствия по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и руководителя "МЕНАТЕП" Платона Лебедева в Чите не нарушает их конституционных прав. Об этом ИТАР-ТАСС сообщила адвокат Лебедева Елена Липцер. Адвокаты же настаивали на том, что следствие должно поводиться по месту совершения преступления - в Москве.
"Суд признал, что обжалуемое постановление следствия не причиняетнарушения конституционным правам обвиняемых и не затрудняет доступ к правосудию", - сообщила Липцер.
"Суд ушел от рассмотрения вопроса по существу, указав, что предметарассмотрения в жалобе нет", - заявила адвокат. В то же время, как отметила Липцер, ранее Басманный суд, Мосгорсуд и Верховный суд "считали, что предмет рассмотрения в жалобе есть".
Адвокаты Ходорковского и Лебедева заявили о намерении обжаловать решение суда в Мосгорсуд.
Ходорковский и Лебедев были этапированы из колонии в читинскоеСИЗО в конце 2006 года. До сих пор решение об их нахождении вследственном изоляторе принимал Ингодинский районный суд. 11 и 12 декабря 2007 года этот суд в четвертый раз продлил Ходорковскому и Лебедеву срок содержания под стражей в читинском СИЗО, на этот раз - до 7 февраля.
А сегодня Читинский областной суд удовлетворил ходатайство следственного отдела Генпрокуратуры РФ и продлил Михаилу Ходорковскому срок содержания под стражей в читинском следственном изоляторе до 2 мая 2008 года.
Доводы адвокатов Ходорковского, выступавших против продлениясрока его содержания в СИЗО, суд признал несостоятельными, передает "Интерфакс". Адвокаты намерены обжаловать это решение суда в Верховном суде РФ.
Следователь по особо важным делам Генпрокуратуры РФ Салават Каримов до сентября 2007 года вел "дело ЮКОСа". После создания Следственного комитета его туда на работу не взяли "без объяснения причин", тогда он согласился на предложенную Юрием Чайкой должность советника генпрокурора, от которой прежде отказался. После его отставки источники "Коммерсанта" предположили, что глава СКП Александр Бастрыкин не взял Каримова на работу именно из-за тесной связи с Игорем Сечиным по "делу ЮКОСа".
При этом в декабре 2004 года он был отмечен президентом Владимиром Путиным как один из тех следователей, на которых надо равняться прокурорам и награжден почетным званием "Заслуженный юрист Российской Федерации".
Экс-глава МФО МЕНАТЕП Платон Лебедев в своем заявлении об отводе следственной группы по делу на имя генпрокурора Чайки прямо называет группу Бирюкова-Каримова "контролируемой группой Сечина". (Юрий Бирюков - первый заместитель генпрокурора РФ - прим.ред.)
По словам Алексаняна, которого обвиняют в хищении имущества, отмывании денежных средств и неуплате налогов, следователь Салават Каримов требовал от него дополнительные доказательства, подтверждающие вину Ходорковского и Лебедева.
Однако еще до разговора с Каримовым, который состоялся 28 декабря 2006 года, стало известно, что Алексанян тяжело болен. Причем экспертиза, которая это установила, по непонятным причинам делалась три месяца. Ее результат был готов лишь 22 ноября 2006 года. Как поясняет Алексанян, в ней содержится два взаимоисключающих заключения. Во-первых, то, что он мог бы содержаться под стражей, но исключительно при проведении высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ). "При этом те же самые эксперты на прямой поставленный вопрос говорят: "мы не можем сказать возможно ли проведение ВААРТ в тюрьме", - заявил Алексанян.
После этого и состоялась встреча с Каримовым. Вот как описывает ее Алексанян: "Каримов Салават Кунакбаевич лично, как оказалось, тогда он только готовил вот эти новые абсурдные обвинения против Ходорковского и Лебедева, предлагает мне сделку. (...) Он не имел отношения формального к моему делу, он мне сказал: руководство Генеральной прокуратуры понимает, что вам необходимо лечиться, может быть, даже не в России, у вас тяжелая ситуация. (...) И говорит мне, нам необходимы Ваши показания, потому что мы не можем подтвердить те обвинения, которые мы выдвигаем против Ходорковского и Лебедева, если Вы дадите показания, устраивающие следствие, то мы Вас выпустим. И предложил мне конкретный механизм этой сделке. Вы пишите мне заявление, чтобы я перевел вас в ИВС на Петровке, 38 и там с Вами следователи недельку или две активно поработают, видимо, там легче, так как это МВД, а не ГУИН - ФСИН. И когда мы получим те указания, которые устроят руководство, мы обменяем их, как он выразился, подпись на подпись, то есть я Вам кладу на стол постановление об изменении меры пресечения, а Вы подписываете протокол допроса. При этом он меня всячески убеждал это сделать и демонстрировал мне титульные листы допросов якобы других лиц, которые согласились помогать следствию".
Далее Алексанян сообщает, что отказался делать это, поскольку не может быть лжесвидетелем и оговаривать невинных людей. "Я не могу так покупать свою жизнь", - сказал обвиняемый.
Алексанян продолжает: "В апреле месяце (2007 года) следователь Хатыпов – я называю фамилию, потому что эти люди когда-нибудь должны понести ответственность, говорит моей защитнице, присутствующей здесь: пусть он признает вину, пусть он согласится на условия и порядок, и мы его выпустим. Все это время, между прочим, мне не то что лечение не назначали, меня не хотели вывозить даже на повторные анализы. Это пытки, понимаете. Пытки! Натуральные, узаконенные пытки!"
После этого исполнительный вице-президент ЮКОСа заявил в суде, что за время содержания в следственном изоляторе ему добавились три тяжелых диагноза.