Правоохранительные органы на основании заявления территориального подразделения Федеральной налоговой службы (ФНС) возбудили уголовное дело в отношении основателя онлайн-ритейлера "Юлмарт" Алексея Никитина и бывшего гендиректора компании Сергея Федорина.
Эту информацию журналистам РБК подтвердил источник, знакомый с ситуацией. Позднее об этом же изданию рассказал и основной акционер "Юлмарта" Дмитрий Костыгин. По его словам, дело было возбуждено Следственным комитетом РФ в декабре 2016 года по инициативе ФНС в связи с неуплатой налогов в особо крупном размере.
В середине марта сотрудники СКР провели обыски в старом и новом офисах "Юлмарта", а также у одного из бывших сотрудников компании. Ритейлер предоставил все необходимые налоговой службе материалы и сведения в добровольном порядке, подчеркнула в разговоре с журналистами пресс-служба компании.
Согласно опубликованным в картотеке арбитражных дел документам, инспекция ФНС по Санкт-Петербургу доначислила "Юлмарту" около 260 млн рублей налогов период с 2012-го по 2013 год. В прошлом году компания выплатила эту сумму, но обратилась в суд, чтобы оспорить решение налоговиков. В ходе судебных разбирательств сумма претензий налоговой была снижена до 130 млн рублей.
По словам Костыгина, уголовные дела были возбуждены еще до того, как компания оспорила претензии ФНС в суде. По его версии, "уголовные дела подогреты" усилиями сотрудников "Сбербанка", который является основным банком-кредитором "Юлмарта". В связи с этим Костыгин упомянул имена директора департамента по работе с проблемными активами "Сбербанка" Максима Дегтярева и директора управления принудительного взыскания и банкротства департамента Юрия Свистунова.
"Сбербанк", как организация, заинтересован в выплате кредита, но отдельным сотрудникам более выгодна ликвидация "Юлмарта", подчеркнул Костыгин. В банке эти обвинения отвергают.
"Мы уже неоднократно подчеркивали: банк открыт к переговорам о реструктуризации долга на разумных условиях. Но сейчас мы не видим готовности к этому со стороны компании. Более того, Дмитрий Костыгин неоднократно отказывался от уже согласованных условий реструктуризации. Мы понимаем, господину Костыгину очень хочется, чтобы ему верили на слово, что в компании все нормализуется, и не принимали никаких мер по защите интересов банка на случай, если все же он окажется не прав. Но так не бывает. Его же текущие действия и заявления похожи на шантаж с требованием списать часть долга", - заявил Дегтярев.
"Юлмарт" был учрежден в 2008 году Алексеем Никитиным на базе обанкротившегося ритейлера "Ультра Электроникс". Основной задачей сети изначально была торговля импортной электроникой, со временем товарный ассортимент существенно вырос. Капиталовложений требовало и создание дополнительной инфраструктуры торговли.
В 2009 году Никитин привлек в качестве партнера Михаила Васинкевича, которому было передано 50% акций "Юлмарта". В 2011 году, когда у компании возникли новые трудности с финансированием, Никитин и Васинкевич продали 50% акций компании бывшим совладельцам торговой сети "Лента" - Дмитрию Костыгину и Алексу Мейеру. Половина акций осталась у прежних владельцев.
В 2016 году Михаил Васинкевич решил выкупить долю Алексея Никитина (25%). Сумма сделки должна была составить 40 миллионов долларов. Под будущую операцию оффшорная компания "Альдемар", представлявшая интересы Никитина в акционерном капитале "Юлмарта", еще в июне перешла под контроль Васинкевича, однако платеж так и не был проведен. Несмотря на это, Васинкевич выступил в качестве владельца 50-процентного пакета акций сети и предлагал этот пакет новым покупателям по цене, близкой к 250 миллионам долларов.
Среди возможных приобретателей в СМИ назывались инвестиционный банк A1, представляющий интересы группы "Альфа-консорциум", и создатель ритейловой компании "Евросеть" Евгений Чичваркин, который впоследствии это опроверг.
Однако на этом скандалы между акционерами не закончились. Летом 2016 года Никитин и Васинкевич совместно подали иск в международный арбитраж Лондона против Костыгина и Мейера. Причиной иска стало приоритетное право покупки Костыгиным и Мейером пакета акций у миноритариев Никитина и Васинкевича, которые полагали, что предлагаемая им цена занижена, и просили суд обязать бывших партнеров выкупить их акции по определенной сумме, которую те, в свою очередь, оценивали как превышающую рыночную. В "Юлмарте" подтвердили факт подачи иска со стороны Никитина и Васинкевича.