obrnadzor.gov.ru

В четверг сотни тысяч российских выпускников отправились сдавать ЕГЭ по истории, биологии и информатике (по выбору). Накануне "Учительская газета" сообщила, что в интернет ушли полные комплекты материалов ЕГЭ по шести предметам: всем трем, что сдают сегодня, а также по математике (3 июня), обществознанию и химии (10 июня). Вал утечек, начавшийся с первого же экзаменационного предмета - русского языка, назван в статье "грандиозной кражей экзаменационных материалов всей страны для дальнейшей перепродажи с целью наживы".

Вице-премьер Ольга Голодец, курирующая социальную сферу, заявила, что "к счастью, большинство из этих материалов оказались фальшивкой, они не настоящие". Однако были среди них и подлинные, признала она в интервью телеканалу "Россия 24". Зампред правительства пообещала "заслуженное наказание" лицам, выложившим в Сети контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

- Как списывали: новая "фишка", которую "преподы еще не просекли"
- Дагестанские села открыли сезон "ЕГЭ-туризма"

Эксперты убеждены: материалы сливают в самом Минобразования. Накануне Дмитрий Гущин, преподаватель математики для поступающих в специализированные вузы, обладатель звания учитель года - 2007 и автор интернет-проекта "Мы решили весь ЕГЭ", подробно объяснил, почему утечка могла быть только из федеральных структур в Москве.

Неведомые торговцы ответами на задания ЕГЭ, с которыми удалось связаться РИА "Новости", подтвердили, что получают их от разработчиков и организаторов экзамена. "Сама группа разработчиков небольшая, но есть различные помощники и обслуживающий персонал, который в несколько раз превышает численность разработчиков. Каждый из этих людей имеет постоянный доступ к заданиям и ответам", - говорят они.

Пароль - "Минобр отдыхает"

"Главная причина всех утечек: продажность и плохая информационная безопасность, – говорит один из организаторов схемы "слива". – Утечка есть и будет".

Примечательно, что 30 вариантов заданий по русскому были размещены в интернете под паролем "Минобр отдыхает" - так сказал "Московскому комсомольцу" член Общественного совета при ведомстве, словесник одной из московских школ Сергей Волков.

На заседании Общественного совета ранее на этой неделе он обратился к министру Дмитрию Ливанову с вопросом: "Неужто нет способов борьбы с этим явлением в правовом порядке?" Тот переложил ответственность на регионы - отдаленные и труднодоступные. По словам Ливанова, утечка была из одного (или нескольких) пунктов приема экзаменов (ППЭ) в таких районах, куда материалы ЕГЭ доставляются вертолетом. Само собой, это происходит заранее (за несколько дней до каждого экзамена), да к тому же не на фирменных бланках с идентификационными номерами, а на дисках.

"На одном из этих ППЭ кто-то распечатал электронные задания, отправил их куда-то факсом или в электронном виде, а затем они попали в интернет", - уточнил Ливанов, дав понять, что выявить и наказать конкретного нарушителя (нарушителей) практически невозможно.

Журналист и оппозиционер Роман Доброхотов накануне предположил, что реформаторы в Минобразования, включая Ливанова, могут быть заинтересованы в "сливе" ЕГЭ. Когда ЕГЭ "и так тотально дискредитирован", реформа по западному образцу, когда вузы ориентируются на негосударственные тестовые системы, "будет выглядеть как единственный разумный выход", пояснил он.

Правда, эта игра крайне рискованная: во-первых, если что-то подобное выяснится, скандал будет посерьезнее утечек ЕГЭ, а во-вторых, Ливанов и его сторонники находятся под всесторонним прессингом, поэтому нет никаких гарантий, что удастся продвинуть именно их реформы.

Как списывали: новая "фишка", которую "преподы еще не просекли"

Между тем Life News сообщил, что один из вариантов заданий прямо во время экзамена сфотографировала выпускница одной из школ Томской области Виктория Воловикова. Она оправдывается, что сделала это в панике, опасаясь, что все забыла. А потом "случайно" отправила MMS знакомому и только на следующий день узнала, что ее фотографии появились в Сети. Руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ в Борис Илюхин отметил, что школьница училась хорошо - на четверки и пятерки.

"Комсомольская правда" публикует рассказ 11-классника из Пскова о том, как он сдавал ЕГЭ по русскому языку. Ни наблюдателей, ни веб-камер не было; дисциплину обеспечивали только два преподавателя, но, как дает понять Антон, они вели себя весьма лояльно. Сдавать телефоны перед экзаменом никто не заставлял, это предлагалось сделать "по желанию".

"Так что все преспокойно оставили мобильники у себя, а потом, в туалете, пользовались: выходили в интернет и искали правильные ответы". Делать это можно было в кабинке, куда провожающие, естественно, не войдут: "Зашел, воду включил - и хоть маме звони, хоть другу, хоть учительнице любимой, но проще, конечно, в Сети все найти", - говорит выпускник.

В аудитории же все сидели со шпаргалками. "Я вот, например, надел толстовку с длинными рукавами, а на руки с помощью резинок нацепил шпоры", - признается Антон. Девушкам в этом плане проще, завидует он: они могут спрятать подсказки туда, куда ни один преподаватель не рискнет заглянуть, или даже приклеить на длинные волосы.

Есть и современная "фишка", которую "преподы еще не просекли": часы на операционной системе Android: "Закачиваешь туда все что нужно - и вперед".

Дагестанские села открыли сезон "ЕГЭ-туризма"

Неизменный интерес общественности вызывают "экзаменационные истории" из Дагестана, чьи выпускники традиционно давали высочайший по стране результат по русскому. Потом, правда, вузы жаловались, что их штурмуют толпы безграмотных 100-балльников с Кавказа, многие из которых с трудом говорят по-русски.

Накануне директор дагестанского Центра обработки информации ЕГЭ Арсен Бакмаев рассказал, что около 40% 11-классников Махачкалы к концу учебного года перевелись в районные школы, где проще и "дешевле" сдать экзамены.

А днем ранее "Новый регион" поведал, что феномен "дагестанского ЕГЭ" стал популярен не только у местного населения, но и у жителей других регионов России. В сельские школы кавказской республики стали съезжаться выпускники из Ростова, Краснодара и даже из Москвы.

По словам местных чиновников от образования, в сентябре 2012 года в дагестанских школах появились тысячи одиннадцатиклассников из других регионов. Весь учебный год они не появляются на уроках, но приезжают сдавать ЕГЭ: "Просто их родители дают взятки директорам школ и вопросы с посещением уроков снимаются".

Сами дагестанские выпускники, не стесняясь, рассказывают: "Написали сочинение по аське - учительница скидывала", "выбрасывали работы из окон родителям", "родители по две тысячи рублей давали, чтобы задания наши выносили".