Russian Look

Известный российский бизнесмен, совладелец и председатель совета директоров "СМП Банка" Аркадий Ротенберг, о котором пресса неизменно пишет как о человеке из близкого окружения президента РФ Владимира Путина, дал обширное интервью агентству "Интерфакс". В нем он рассказал об отношениях с главой государства, влиянии санкций на свой бизнес и продаже части активов старшему сыну Игорю.

Две недели назад адвокаты Ротенберга подали исковое заявление в Верховный суд Европейского союза с требованием снять с их клиента санкции. С аналогичными претензиями бизнесмен обратился в ЕСПЧ.

Санкции против Ротенберга были введены Евросоюзом в июле. Согласно ограничительным мерам, бизнесмену запрещен въезд на территорию ЕС и проведение финансовых операций в европейских банках. Он также фигурирует в санкционных списках Канады, Австралии и США. Из-за санкций было арестовано имущество Ротенберга в Италии на 30 миллионов евро. Именно из-за этого эпизода принятый Госдумой первом чтении в законопроект о компенсациях из бюджета пострадавшим от зарубежных санкций СМИ называют "законом Ротенберга".

Как заявил Ротенберг "Интерфаксу", на его жизнь санкции "какого-то кардинального влияния в принципе не оказывают", так как в бизнесе он и его партнеры всегда были ориентированы на внутренний рынок. "Определенные сложности появились, но мы к ним готовы и понимаем, как будем развивать компании в сложившихся условиях", - отметил он. "Хотя морально это тяжело - я не политик, мои права нарушены, почему из-за какого-то бреда я не могу что-то делать, куда-то поехать?" - признал бизнесмен. Впрочем, подчеркнул Ротенберг, он вообще легко адаптируется - недавно съездил на отдых в Краснодарский край и поохотился в Сибири.

По поводу обращения в Верховный суд ЕС Аркадий Ротенберг заявил, что он и его адвокаты хотят узнать, на основании чего Евросоюз "пришел к тем выводам, которые изложены в определении о введении санкций". "Проанализировав ситуацию, мы видим, что ЕС в большей степени ссылается на источники в интернете. Плюс вписали туда какую-то компанию ("Гипротрансмост" - прим. NEWSru.com), к которой я вообще никакого отношения не имею", - заметил бизнесмен. Как признался бизнесмен, он больше рассчитывает на моральную победу в суде, но от ее материального подтверждения тоже не откажется, а деньги потратит на проект в России.

Что касается Италии, то в настоящее время, по словам Ротенберга, нет решения суда о принудительном изъятии у него какого-либо имущества. Есть так называемый административный арест, согласно которому он не может оплачивать содержание двух своих домов в Италии, потому что не может проводить банковские переводы в эту страну.

Рассуждая о влиянии санкций на бизнес в России, Ротенберг отметил, что на их фоне, естественно, возможен экономический спад. "С другой стороны, сегодня не только у крупного, но и среднего и малого бизнеса появляются определенные возможности для развития", - считает бизнесмен. В числе таких отраслей он привел сельское хозяйство. По словам Ротерберга, из-за санкций в других отраслях экономики очень активно идет внедрение новых технологий, начали заниматься собственной финансовой системой.

О влиянии дружбы с Путиным на бизнес

В интервью Ротенберга спросили, как влияет дружба с Путиным на его бизнес. "Никак наша дружба на бизнес не влияет. Говорил об этом тысячу раз. Скажу в тысячу первый", - заверил бизнесмен. "Во-первых, Владимир Владимирович никогда вообще не снимает трубку и никому не дает никаких указаний, связанных с чьим бы то ни было бизнесом. Если его что-то попросить, как бы ни вышло наоборот. Во-вторых, я по-настоящему дорожу нашими отношениями. Когда мы познакомились, ему было 13, мне 14, и мы до сих пор дружим. Вы только представьте, скоро нашей дружбе 50 лет!" - пояснил он.

Ротенберг подчеркнул, что именно поэтому он так дорожит этой дружбой, которую им с Путиным "удалось пронести и сохранить через всю сознательную жизнь, через все радости и невзгоды".

Как дал понять Ротенберг, в бизнесе дружба с президентом ему даже мешает - ведь он, в отличие от своих конкурентов, не может "пользоваться теми, скажем так, спорными методами ведения бизнеса и конкурентной борьбы, которые у нас распространены". "Иначе я подведу человека, с которым по-настоящему дружу", - отметил он.

Бизнесмен утверждает, что он проходит "через все то же самое, что и любой другой бизнес", - на его счету большое количество проигранных конкурсов на подряды, произвол судебных, фискальных органов. "Никаких преференций у нас нет, да я бы никогда и не пошел к президенту что-то просить", - пояснил он. По словам Аркадия Ротенберга, во время личных встреч с Путиным они "много каких-то человеческих вопросов" обсуждают, а вовсе не бизнес.

Отметим, что Аркадий Ротенберг не так часто дает интервью, однако каждый раз, когда он это делает и речь заходит о его дружбе с Путиным, бизнесмен уверяет, что этот факт никак не помогает ему вести бизнес. В ноябре 2012 года в беседе с журналистами американской газеты The Financial Times Ротенберг, состояние которого журнал Forbes два года назад оценивал в 1 млрд долларов, снова заявил, что рост его состояния никак не связан с его дружбой с Путиным. В этом же интервью он заявил, что Путина России "послал Господь". "Поэтому нельзя просто прийти к нему и о чем-то попросить. Во-первых, это не в моем стиле, во-вторых, он даже не впустит меня в дверь", - сказал тогда Ротенберг.

О передаче активов сыну: "Это давняя программа"

Комментируя в интервью "Интерфаксу" сообщения СМИ, что они вместе с братом Борисом якобы из-за санкций начали передавать свои активы сыновьям, Аркадий Ротенберг сказал: "Это давняя программа. Я, конечно, спортом занимаюсь, чувствую себя хорошо, но все равно - цифры в паспорте от этого не меняются". "Рано или поздно все останется детям, и я всегда думал, как сделать так, чтобы все это не развалилось. Каким образом? На мой взгляд, для этого они должны заниматься тем, что им интересно", - уверен бизнесмен.

По его словам, ради старшего сына Игоря он специально постепенно отходил от управления в ряде компаний, чтобы к нему переходило управление. "Сегодня он в бизнесе разбирается уже гораздо лучше, чем я", - считает бизнесмен.

Напомним, газета "Ведомости" сообщила, что сыну Аркадия Ротенберга Игорю досталось 26,4% компании "Мостотрест", сыну Бориса Ротенберга Роману - контроль над финской Arena Events. Бизнесмен уточнил, что Игорь купил у него долю в "Мостотресте" и сейчас еще приобрел долю в "ТПС Недвижимости". В то ж время, по словам отца, у сына есть свои собственные и успешные проекты в области недвижимости. "Газпром бурение", компанию, которая занимается строительством нефтегазовых скважин, тоже выкупил Игорь", - добавил он.