atlasgeo.net

За несколько дней до старта Олимпийских игр в Пекине по легкоатлетической сборной России нанесен сокрушительный удар. Накануне Международная ассоциация легкой атлетики (IAAF) объявила об отстранении ото всех соревнований, в том числе и от Олимпиады, пяти российских спортсменок. В качестве причины названо несовпадение ДНК атлеток в допинг-пробах, взятых в 2007 году. Однако эксперты в один голос говорят: история очень давняя, но по каким-то причинам результаты были обнародованы в преддверии Олимпийских игр - когда аккредитация спортсменов завершилась, и шансов на принятие участия нет. Более того, все семеро уличенных в нарушениях спортсменов оказались женщинами. Может быть, дело в том, что исследовать на предмет ДНК женскую пробу гораздо легче, нежели мужскую.

"Всегда к Играм делаются такие "подарки", и это нехорошо. Думаю, подобное отношение к нашим спортсменам сложилось потому, что их высокие результаты многих не устраивают", - заявил в эфире радио "Спорт" главный тренер сборной России по легкой атлетике Валентин Маслаков.

Потери оказались более чем ощутимыми, ведь пять из семи дисквалифицированных являлись реальными претендентками на медали Олимпийских игр, в том числе золотые.

- Всероссийская федерация легкой атлетики все знала
- На каком этапе могла состояться подмена анализов
- Кому выгодно отстранение спортсменок
- МОК ожидает роста числа допинг-скандалов во время Игр

Пресс-служба Олимпийского комитета России от каких-либо комментариев по поводу данного инцидента воздержалась, равно как и почти все спортивные чиновники высшего ранга. Однако, как дали понять в министерстве спорта и в Олимпийском комитете России, там не исключают появления "новых скелетов из шкафа". Наиболее примечательные цитаты из статей на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

Согласно кодексу Всемирного антидопингового агентства (ВАДА), допинг-проба, взятая у спортсмена, может храниться восемь лет. Но в том же кодексе четко не прописано, когда именно должны быть объявлены ее результаты и кто конкретно выбирает тот момент, в который нужно объявить о дисквалификации.

Всероссийская федерация легкой атлетики все знала

Весь день вчера Всероссийская федерация легкой атлетики (ВФЛА) проводила внутреннее разбирательство. Экзотическая версия - использование исказившего анализ ДНК "генного" допинга, на который в Пекине будут обращать особое внимание, - была отметена практически сразу.

Остался банальный вариант: биологические пробы, взятые во внесоревновательный период в апреле-мае 2007 года, были подменены и поэтому не совпали с теми, что были взяты на чемпионате мира в Осаке в августе того же года и в финале Гран-при, пишет "Время новостей".

В итоге руководители ВФЛА постановили отправить письмо в IAAF с требованием объяснить, почему именно сейчас, как минимум спустя несколько месяцев после их получения, были обнародованы эти результаты, ведь аккредитация спортсменок уже состоялась, стало быть, участвовать в Олимпийсках играх они уже не смогут ни при каких условиях.

Международная ассоциация и ВАДА действительно не могли не располагать информацией о несовпадении проб ДНК российских спортсменок. Но тем не менее долгое время разрешали им участвовать в различных международных соревнованиях, вплоть до зимнего чемпионата мира в закрытых помещениях, не делали попыток опротестовать установленные на них рекорды и отнять завоеванные награды.

Как признался президент ВФЛА Валентин Балахничев, он также располагал данными о несовпадении проб. Но поскольку официальной реакции от ВАДА и IAAF не было, дело посчитали закрытым. Балахничев рассказал, что во Всероссийскую федерацию легкой атлетики месяц назад пришли некие документы из IAAF по этой теме, но изложенные в них факты не обязывали отстранять спортсменок от участия в чемпионате России.

Накануне в ходе прямого телемоста с Пекином своими тревогами по этому поводу делился и начальник управления по научному, медицинскому и антидопинговому обеспечению "Росспорта" РФ Александр Деревоедов: "В кодексе ВАДА четко не прописаны сроки, когда необходимо обнародовать информацию о пойманных на допинге атлетах, что зачастую является причиной для разного рода инсинуаций".

Еще раньше эту же тему поднимал министр спорта, туризма и молодежной политики России Виталий Мутко. Три дня назад он открыто заявил журналистам, что в преддверии Игр можно ожидать любых сюрпризов. И сюрпризы не заставили себя ждать. "Это выходит за рамки цивилизованных отношений. На обсуждение поднята прошлогодняя проблема, которую надо было обсуждать, как только она появилась", -- заявил Валентин Балахничев.

На каком этапе могла состояться подмена анализов

Если речь идет действительно о подмене анализов, то это первый случай в истории отечественной легкой атлетики, который получил громкую огласку. Да и эта история пока полностью не рассекречена.

Биопробы спортсмены сдают в специальном помещении в присутствии представителя антидопинговых служб и практически обнаженными, чтобы исключить любую возможность подмены. Дальше пробы находятся под контролем Всемирного антидопингового агентства.

Пока российской стороне не представили никаких объяснений, на каком этапе биологические образцы могли быть подменены, причем сразу в таких количествах. Но и времени, чтобы проводить расследование и подавать протесты, уже не остается - Олимпийские игры стартуют 8 августа и уже точно без пяти россиянок.

Российские антидопинговые службы, которые на днях отрапортовали о поголовной чистоте российских спортсменов, оказались в стороне от событий. Как пояснил заместитель руководителя Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Игорь Загорский, на данный момент эта организация располагает минимальной информацией, поскольку все документы были направлены во Всероссийскую федерацию легкой атлетики.

Кому выгодно отстранение спортсменок

Случившееся не было срежиссировано IAAF, считает Елена Вайцеховская из "Спорт Экспресса". "Мне доподлинно известно, что информация о несовпадении ДНК в пробах российских спортсменок имелась в распоряжении международной федерации уже в середине июня. Получается, ей не собирались давать ход, но по какой-то причине передумали", - утверждает обозреватель.

Вплоть до вчерашнего вечера высшие чины IAAF отказывались от каких бы то ни было комментариев по поводу письма, направленного в ВФЛА. Более того, с их стороны предпринимались определенные попытки убедить президента ВФЛА Валентина Балахничева воздержаться от контактов с российской прессой до того, как международная федерация подготовит собственный пресс-релиз. Казалось бы, какой в этом смысл, если официальная бумага об отстранении спортсменок от Игр уже лежала на столе в Москве?

"Взятие проб в легкой атлетике осуществляет западная компания, с которой у IAAF заключен соответствующий договор. Международная федерация делает заказ на количество анализов, которые должны быть проведены в определенный период (это количество измеряется тысячами), оплачивает допинг-офицерам транспортные и прочие расходы, тратит колоссальные деньги. Нынешняя ситуация, как ни печально, дает основания утверждать, что эти деньги IAAF платит жуликам. Не важно, кто именно - спортсмен, тренер, официальное лицо или уборщица - осуществлял подмену проб. Важно, что участие в этом принимал официальный представитель международной антидопинговой службы", - пишет Вайцеховская.

Можно задать еще один вопрос: почему все семеро уличенных в нарушениях спортсменов оказались женщинами? Возможно, потому, что исследовать на предмет ДНК женскую пробу гораздо легче, нежели мужскую - это подтвердит любой специалист. И, учитывая все обстоятельства, нет никаких оснований считать, что нынешний "сюрприз" - последний.