Россия, славившаяся своими достижениями в зимних видах спорта, в Ванкувере чаще всего плетется в хвосте. Глава правительства Путин возмущен, он боится поражения своих спортсменов в Сочи, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на Financial Times Deutschland .
В Ванкувере до начала Олимпийских игр много говорилось о российских спортсменах. Речь шла о многочисленных случаях использования допинга и даже возможном отстранении всей команды от участия в Олимпиаде, рассказывает автор статьи в немецкой газете Матти Лиске. Но с началом соревнований разговоры о них почти утихли и возобновлялись разве что в связи с фигуристом Евгением Плющенко. Данный факт наводит журналиста на размышления: если раньше спортсмены активно подбадривали себя допингом, то их слабое выступление в Ванкувере вполне объяснимо.
В России, говорится далее в статье, критика исходит не только от СМИ, но и от политиков, которые традиционно любят поговорить о спорте. Время поджимает: через четыре года зимние Олимпийские игры будут проходить в Сочи, и аналогичные результаты станут позором для страны-организатора.
Россия пытается восстановить когда-то успешную советскую спортивную систему. Многие советские тренировочные центры остались за пределами России, а тренеры уехали за границу. В молодых олимпийских видах спорта - сноуборде, фристайле или шорт-треке - Россия роли не играет. У нее есть шансы на медали только в хоккее, фигурном катании, санных соревнованиях, а также в пораженных допингом биатлоне и беге на длинные дистанции, перечисляет автор статьи.
Но даже если усилия государства увеличатся, четыре года до Сочи - это слишком мало, чтобы наверстать упущенное, заключает издание.
Заявления российского фигуриста Плющенко после того, как ему присудили серебряную медаль в Ванкувере, обнажают политическую культуру России, полагает консервативный американский журнал National Review. На Олимпийских играх самолюбие, неприкрытые амбиции и национальный характер принято держать под жестким контролем - мало кто из атлетов решается противоречить духу космополитизма, который, в частности, выгоден корпорациям-спонсорам. Плющенко, однако, выразил недовольство перевесом Лайсачека, заявив, что без четверного прыжка нельзя считаться настоящим чемпионом, пишет издание.
Премьер-министр РФ Путин не пожелал, чтобы его опередили в состязании по нытью: он послал Плющенко телеграмму, в которой в новой роли самоназначенного Верховного Олимпийца проинформировал обиженного соотечественника, что его серебряная медаль не хуже золотой. Российские СМИ включились в дискуссию в тоне, который при Андропове приберегали для осуждения Рейгана, посмеивается автор статьи.
Все это, на взгляд автора материала, отвечает главным мотивам российского публичного дискурса после распада СССР: тут и параноидальный страх, и запугивание, и искажение реальности, и перелицовка истории ("по словам Трейси Хэмилтон из Washington Post, новая система судейства в мужском фигурном катании введена именно из-за жульничества россиян").
Причина в том, пишет Вейгель, что российская политическая культура не разобралась с наследием Советской власти: мумия Ленина по-прежнему выставлена напоказ и т.д. Путин и Медведев, кажется, не очень интересуются решением колоссальных демографических проблем России и проблем здравоохранения, а российская экономика больше походит на славянскую мафию, чем на подлинный рынок, утверждает он. "Возможно, нытье по поводу олимпийских судей считается в Кремле полезным средством отвлечь людей от суровых реалий сегодняшней жизни в России", - передает InoPressa.ru слова Вейгеля.
Имперские амбиции России не притупились из-за краха коммунистического режима, а российская политическая культура до сих пор нездорова. По мнению Вейгеля, Западу следует учесть реакцию Кремля на нытье Плющенко и снова нажать кнопку "перезагрузки" - на сей раз для того, чтобы дать отпор российской агрессии в более важных сферах, чем фигурное катание.