Reuters

В понедельник, 30 ноября, в своей парижской квартире на 98-м году жизни скончался Маркус Клингберг - подполковник ЦАХАЛ в отставке, ученый, специалист по химическому и биологическому оружию, отсидевший 15 лет за шпионаж в пользу СССР.

Как отмечает NEWSru Israel, Авраам Маркус Клингберг родился в 1918 году в Варшаве и с молодости интересовался наукой. Получить медицинское образование ему помешала война. Он бежал в СССР, учился в Минске и работал эпидемиологом. В 1941 году пошел добровольцем в Красную армию и большую часть Второй мировой прослужил в медицинских частях. Прошел в Москве курсы повышения квалификации, где, по одной из версий, был завербован советскими спецслужбами.

После возвращения в Польшу Клингберг узнал, что вся его семья и родные погибли в Треблинке. К 1949 году он вместе с женой, микробиологом Вандой Клингберг, перебрался в Израиль. Супруги пошли на военную службу, а затем работали в Институте биологии в Нес-Ционе, где разрабатывались средства защиты от химического и биологического оружия.

В 2008 году газета "Едиот Ахронот" добилась снятия секретности с дела Клингберга. Как тогда сообщалось, разоблачить ученого смог двойной агент. Человек, работавший под позывным Самаритянин, был внедрен в израильскую элиту в 1972 году. Он вызвал подозрение, и ведущему следователю ШАБАК - службы безопасности Израиля - удалось его расколоть. Очень скоро Самаритянин стал ведущим агентом КГБ в Израиле, поставляя в Советский Союз огромное количество информации, обработанной специалистами ШАБАК.

В 1977 году Клингберг оборвал связь со своими кураторами, и в КГБ решили обратиться к Самаритянину, чтобы тот связался с ученым. Он оставил в почтовом ящике Клингберга открытку с шифром. Встреча двух агентов, задокументированная сотрудниками ШАБАК, и стала поводом для ареста Клингберга. Личность же Самаритянина засекречена до сих пор. Как отмечают СМИ, по словам одного из тех, кто работал с двойным агентом, этот человек обязан карьерой спецслужбам, и, если бы не это, он бы не достиг бы и десятой доли того, что имеет.

Как отмечает "Интерфакс", Клингберг был признан главным советским разведчиком в Израиле. Тем не менее ему дважды удавалось успешно отвергнуть обвинения и даже пройти тесты на детекторе лжи.

Собрать достаточно доказательств того, что Клингберг являлся советским шпионом, удалось лишь к 1983 году. На закрытом процессе он был приговорен к 20 годам тюрьмы. До 1991 года его арест хранился в тайне, семья также не афишировала произошедшего. Половину срока он провел в одиночной камере. В 1998 году ученого выпустили под домашний арест по состоянию здоровья, а после срока заключения он выехал в Париж, где к тому времени обосновалась его дочь.

Бывший шпион жил в 35-метровой квартире на левом берегу Сены. Раз в день его навещала дочь, раз в неделю он виделся с внуками. Как подполковник Армии обороны Израиля он получал пенсию в 2000 евро, которой часто не хватало на оплату съемной квартиры и медпомощь. Ванда Клингберг не дождалась освобождения супруга и скончалась в 1990 году.

Маркус Клингберг настаивал на том, что сотрудничал с СССР не из-за денег, а в благодарность за спасение от нацистов.