Мирному процессу на Ближнем Востоке, инициированному так называемой "Дорожной картой", конец положил не варварский теракт-самоубийство, проведенный "Хамас" в Иерусалиме 20 августа, и не ответная ликвидация Израилем лидера "Хамас" Абу Шанаба. "Дорожная карта", как и многие предшествующие мирные инициативы, попросту и не начиналась, пишет сегодня американское издание International Herald Tribune (перевод на сайте Inopressa.ru).
Американское издание отмечает, что вместо того, чтобы привести к серии израильско-палестинских переговоров, "Дорожная карта" спровоцировала состязание между израильским премьер-министром Ариэлем Шароном и палестинским премьер-министром Махмудом Аббасом за ум и сердце Джорджа Буша: каждый пытался убедить американского президента в том, что реализацию мирного плана блокирует другая сторона, не выполняющая свои обязательства.
По мнению издания, "Дорожная карта" была обречена с самого начала. Шарон, у которого есть возможности выполнить обязательства по "Дорожной карте", не имеет желания. Аббас, у которого есть желание, к сожалению, лишен возможностей.
Искренность формального принятия Шароном "Дорожной карты" должна была быть проверена одним-единственным критерием: подчинится ли он требованию безусловного прекращения строительства поселений на Западном берегу и в секторе Газа. Было бы абсурдно предполагать, что мирный процесс может продолжаться в то время, когда на улицах Иерусалима и Тель-Авива взрывают израильских граждан. Но столь же абсурдно ожидать, что мирный процесс, цель которого - положить конец оккупации и создать жизнеспособное палестинское государство - может продолжаться в то время, когда Израиль забирает землю из-под ног палестинских переговорщиков.
Конечно, Аббас тоже виновен в невыполнении требований "Дорожной карты": он не смог разоружить "Хамас" и прекратить его функционирование, пишет IHT.
Вашингтон - и даже многие израильтяне - понимали, что если от палестинской администрации требуется победа в конфронтации с исламистами, Аббасу нужно время, чтобы восстановить силы безопасности. Однако Шарон и его правительство настаивали на немедленном ударе по инфраструктуре "Хамас".
Шарон продолжал настаивать даже в то время, когда Израиль интенсифицировал строительство поселений и стены безопасности, которая проходит по сельскохозяйственным угодьям палестинцев. Эти действия подорвали доверие к Аббасу и его общественную поддержку, а также нарушили условия "Дорожной карты", которая требует от Израиля немедленного прекращения расширения поселений.
С самого начала израильско-палестинский конфликт характеризовался двумя фундаментальными и неизменными реалиями. Первая: ни одно израильское правительство не будет и не должно идти на уступки палестинскому террору. Прежде, чем начнется какой-либо мирный процесс, палестинская администрация должна твердо выступить против террора и начать бороться с ним.
Вторая: ни одно палестинское правительство не в состоянии уничтожить "Хамас" и другие террористические организации без поддержки со стороны населения. Этой поддержкой не удастся заручиться без гарантий со стороны США и Израиля, что конфронтация с экстремистами, которая дорого обойдется обществу, приведет к созданию палестинского государства вдоль границ Израиля до 1967 года.
Шарон не только отказался дать Аббасу необходимые гарантии, но и сделал нечто противоположное. В неоднократных открытых заявлениях Шарон подчеркивал, что если полностью не прекратится насилие, Израиль не допустит выполнения цели "Дорожной карты" - создания "жизнеспособного и суверенного палестинского государства".
Вот почему "Дорожная карта" была обречена с самого начала. В то время как Буш постоянно хвалил Аббаса и время от времени поругивал Шарона за то, что он не предоставляет Аббасу поддержку, которая так ему нужна для выживания, его заявления были мало похожи на действенное президентское вмешательство, которое требовалось для разрешения конфликта.
Надежда израильтян и палестинцев на что-то другое, кроме ухудшения ситуации и разрушения, зависит от мощного американского вмешательства, которое положит конец "Хамас", "Исламскому джихаду" и "Фатх" в качестве прелюдии настоящего разрешения на уровне двух государств.
Палестинцы должны понять, что они не получат государство, пока не осудят насилие и не откажутся от права на возвращение палестинских беженцев в Израиль. А Израиль должен понять, что палестинцы не могут - и не должны - принимать эти условия, пока Израиль не подтвердит свою готовность к созданию палестинского государства на Западном берегу и в секторе Газа.
Попытки вдохнуть жизнь в "Дорожную карту" или предложить новую мирную инициативу до того, как Израиль примет на себя это обязательство, бесплодны и только углубят отчаяние с обеих сторон.