Guilhem Vellut / flickr.com

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил 75 тысяч евро компенсации семи россиянам, которые были задержаны на мирных акциях протеста в Москве, Нижнем Новгороде, Калининграде и Светлогорске. Решение опубликовано на сайте ЕСПЧ.

Среди заявителей - правозащитник и директор движения "За права человека" Лев Пономарев, один из основателей "Мемориала" и бывший директор Музея имени А. Д. Сахарова Юрий Самодуров, а также активисты Михаил Кригер и Михаил Шнейдер.

Суд в Страсбурге признал, что во всех рассмотренных случаях российские власти нарушили статью 11 Европейской конвенции о защите прав человека, в частности права на свободу собраний. В жалобах россиян речь шла об акциях 2006, 2007 и 2010 годов, передает радио "Свобода".

"У всех есть право на свободу мирных собраний и на свободу объединений с другими людьми, включая право сформировать или присоединиться к профсоюзу для защиты своих интересов", - отметил суд.

Государство не может как-либо ограничивать эти свободы, если только по закону и руководствуясь принципами демократии. Основанием для таких ограничений может быть только угроза национальной и общественной безопасности, а также защита прав и свобод других людей, добавили в ЕСПЧ.

Пономарев, Кригер и Шнейдер подавали в ЕСПЧ две жалобы, по обеим каждому заявителю присудили по 7,5 тысяч евро компенсации. Первая жалоба связана с задержаниями на пикете у здания ФСБ на Лубянке в 2006 году, вторая - с задержаниями на пикете, посвященном памяти жертв Беслана.

Также в ЕСПЧ обратилась Елена Рябинина, которая скончалась некоторое время назад. Однако дочь Елены - Ольга Рябинина решила продолжить разбирательство. Российские власти настаивали на прекращении дела, утверждая, что в данном случае нельзя передавать соответствующее право родственнику истца. Однако в ЕСПЧ решили иначе, отметив, что и раньше рассматривали дела по жалобам тех, кто не дожил до судебного разбирательства.

В отношении задержанного Вадима Хайруллина суд отметил, что полицейские доставили его в участок, хотя могли оформить протокол об административном правонарушении на месте (статья 27.2 КоАП предусматривает, что правонарушителя доставляют в отдел только в том случае, если невозможно составить протокол на месте).

Российские власти утверждали, что у Хайруллина не было при себе документов, удостоверяющих личность, однако это опровергается материалами дела. Там говорится, что у Хайруллина сначала проверили документы, а лишь потом его доставили в полицейский участок. Там у него забрали водительские права, которые были возвращены Хайруллину после освобождения, что также отражено в материалах дела.

Добавим, что не все обратившиеся в ЕСПЧ россияне, задержанные на акциях протеста, требовали материального возмещения. Александр Костырин, Евгений Лабудин, Михаил Шарабанов и Алексей Канурин не просили компенсации.