robertamsterdam.com

Британский национальный архив недавно рассекретил документы, согласно которым разведслужба MI-5 в 1942 году вычислила и остановила португальского радиста, передававшего важные данные нацистам и едва не изменившего ход Второй мировой войны.

Гастан де Фрейтас Ферраз действовал с рыболовецкого судна Gil Eannes в составе большой португальской "флотилии", которой было разрешено находиться в Атлантике, поскольку эта страна придерживалась нейтралитета. 28 июня 1942 года Gil Eannes, бывший военный корабль, отплыл из Лиссабона в Ньюфаундленд, где по прибытии был подвергнут тщательному обыску.

Тогда на судне никаких улик не нашли, однако подозрения британской разведки не ослабевали. Определенно с португальского корабля посылались шифровки о флоте союзников антигитлеровской коалиции - США и Великобритании, который направлялся к берегам французской Северной Африки для проведения операции "Факел".

Сообщения, кодированные немецкими машинами Enigma, передавались вражеским подлодкам. Однако нацисты не знали, что шифровки перехватывали и декодировали в Англии. Глава MI-5 сэр Дэвид Пэтри лично занимался этим делом и 24 октября 1942 года направил письмо в министерство иностранных дел в Лондоне, где говорилось буквально следующее: "Нет ни малейшего сомнения в том, что Фрейтас - немецкий агент". В письме было рекомендовано задержать португальское судно.

В результате британское военное ведомство задержало Gil Eannes прямо в Атлантике и направило Фрейтаса в один из лондонских центров для военнопленных, сообщает InoPressa.ru со ссылкой на The Times.

Если бы Фрейтас сообщил о группе американских военных судов, двигавшихся в направлении Гибралтара, вся операция могла бы сорваться, свидетельствуют документы. Ведь американо-британские союзники ради ее проведения усиленно дезинформировали Берлин, убеждая его в том, что наступление начнется в Норвегии или северной Франции.

Операция "Факел" глазами российских историков

Американо-британскому вторжению в Северную Африку, известному как операция "Факел", придают большое значение на Западе. Однако российские историки гораздо более прозаичны - они дают иную оценку тем событиям.

Сухие факты таковы. СССР требовал от США и Великобритании открытия второго фронта в Европе для снижения колоссальной нагрузки на собственные силы на восточном фронте. Американские военачальники в ответ планировали операцию "Следжхаммер", которая предусматривала высадку в оккупированной Европе в кратчайшие сроки.

Однако британские союзники сочли, что это приведет к катастрофическим последствиям. Они предложили свой план - высадиться в Северной Африке с целью освободить ее от оккупации странами нацистского блока, обеспечить контроль над Средиземным морем и подготовить вторжение в Южную Европу в 1943 году.

Таким образом, вместо открытия второго фронта в Европе Англия и США в начале ноября 1942 года высадили свои войска, насчитывавшие около 500 тысяч человек (всего 13 дивизий), в Северной Африке - в Алжире и Марокко.

Союзники заняли порты - Алжир, Оран, Касабланку - и начали наступление против гитлеровцев, продвигаясь на восток, навстречу 8-й английской армии, наступавшей из Египта. Англия и США стремились превратить Северную Африку в плацдарм для дальнейших военных операций в Средиземном море. Операция "Факел" должна была открыть Черчиллю путь на Балканы, сообщается на сайте Historic.Ru.

Политики Англии и США пытались изобразить операции в Северной Африке как "второй" или "третий" фронт. В действительности, как указывало советское Верховное Командование, операции в Африке не являлись вторым фронтом и отвлекали незначительные силы немцев: итало-немецкая армия Роммеля и Арнима насчитывала в своем составе всего лишь 4 немецкие и 11 итальянских дивизий.

Десант и операции в Северной Африке не оказали никакого существенного влияния на события, происходившие на советско-германском фронте, не могли коренным образом изменить обстановку во Второй мировой войне.