amazon.com

Во вторник на книжных прилавках США появится новая книга о первой леди Laura Bush: An Intimate Portrait of the First Lady ("Лора Буш: человечный портрет первой леди"), написанная бывшим журналистом Рональдом Кесслером. В ней супруга президента предстает в образе, который близок избирателям, и одновременно не упускает случая отпустить шпильки в адрес своей предшественницы Хиллари Клинтон, а ныне одним из возможных участников от демократов предстоящей президентской гонки.

Выход второй книги о Лоре Буш знаменует уже свершившееся: настало ее время. Сегодня лишь каждый третий американец благосклонно смотрит на президента Джорджа. Однако его жена является самой популярной первой леди в новейшей истории, женщиной, которая больше всего восхищает американцев, для которой даже самые ярые демократы с трудом находят нелестные эпитеты, пишет The Independent (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Для FLOTUS (First Lady of the United States - аббревиатура, которую используют между собой спецслужбы для обозначения первой леди США - прим. ред.) второй срок президентства Буша ознаменовался практически полной заменой аппарата управления и прислуги. У нее новый глава аппарата, новый пресс-секретарь, новый секретарь по протокольным вопросам. Лора уволила Уолтера Шиба, который был поваром Белого дома 11 лет, за несоответствие ее "стилистическим требованиям". А теперь она вонзает кинжал в Хиллари Клинтон.

Для женщины, культивирующей репутацию доброй и мягкой, этакой застенчивой розы из Техаса, это весьма примечательный момент. И две вышедшие книги призваны придать лоск складывающейся легенде. Ранее была опубликована книга Laura's List: the First Lady's List of 57 Great Books for Families and Children ("Список Лоры: 57 великих книг для детей и родителей от первой леди"), написанная для увековечивания ее усилий по пропаганде чтения.

Говорят, что новая книга о ней первая, написанная в сотрудничестве с Белым домом. Так что следует ожидать панегирика, а не новых фактов. Тем не менее, каждая из двух книг по-своему проливает свет на "самую близкую женщину самого неоднозначного президента", пишет The Independent.

Президентские жены бывают разных типов. Одни, как Мейми Эйзенхауэр и Бесс Трумэн, всегда держались в тени. Другие делали собственную карьеру в одной из политических областей, в особенности Элеонор Рузвельт, создавшая роль первой леди как современной общественной деятельницы. Розалин Картер, которую пресс-корпус Белого дома окрестил "Стальной магнолией", присутствовала на заседаниях правительства, которые проводил ее муж Джимми. Есть еще Хиллари Клинтон.

"Две по цене одного", - провозгласил Билл Клинтон во время избирательной кампании 1992 года, говоря о роли, которую будет играть его жена. Придя к власти, он сразу же поручил ей подготовить план обещанной им реформы здравоохранения. Но, несмотря на провал, она осталась непременной участницей политики, настолько что из бывшей FLOTUS у нее есть серьезные претензии стать POTUS (President of the United States - президент США - прим. ред.).

Нэнси Рейган, по слухам, самая влиятельная первая леди, представляет собой другой тип. Даже рабочий график ее супруга Рональда был отдан на откуп астрологу Нэнси, который определял положение звезд, благоприятное для раздачи постов или поездок за границу. Ни одна из первых леди настолько не ограждала своего супруга, не вмешивалась так решительно в его дела. В 1987 году г-жа Рейган заставила уволить главу аппарата Белого дома Дональда Ригана; она имела право голоса почти при всех важных назначениях в аппарате.

Барбара Буш была рада считаться бабушкой всей Америки, ее почтенная фигура запомнилась в ярко-синих костюмах, с жемчужными бусами в три нитки. Но добродушная улыбка и белоснежная седина скрывали грозного менеджера, острого на язычок. В жизни Барбара руководствовалась принципом: не теряй головы, сохраняй равновесие.

Если верить книге Кесслера, Лора не лишена этой черты. В декабре 2000 года, когда Хиллари Клинтон показала ей ее новый дом, она, как говорят, возмутилась "кричащими" украшениями, которые нравились ее предшественнице и к тому времени поблекли. Она пожаловалась, что спальня Линкольна в Восточном крыле выглядит "поношенной" (неудивительно, так как эту комнату использовали для друзей, родственников и крупных спонсоров Клинтона). Лора также быстро дала понять, что ей также не нравится Овальный кабинет в стиле Клинтона - с красными диванами в полоску и синим ковром, "напоминающим поп-арт". Их скоро заменили строгим ковром в тонах слоновой кости, беж и терракоты, который украшал кабинет в эпоху Рейгана.

Безмятежность, которую излучает Лора, возможно, воображаемая, а не подлинная. Первый секретарь Лоры Буш по вопросам протокола Кейти Фентон, покинув Белый дом, назвала атмосферу Восточного крыла "переменчивой". Однако публичный имидж Лоры остается имиджем техасской библиотекарши, которой она была: честная, сдержанная, лучащаяся добротой. Мужчинам определенной породы она кажется настолько же успокаивающей, насколько Хиллари казалась угрожающей.

Но если присмотреться, то становится видна другая Лора - уверенная в себе и напористая, которая в середине 1980-х годов, по слухам, выдвинула ультиматум: "Jack Daniels или я", таким образом отвадив Джорджа от бутылки. Эта Лора была заметна во время кампании 2004 года, когда она вступала в важные предвыборные баталии, например, в Нью-Джерси. Год назад, когда ее муж убедительно выиграл свои последние выборы, имидж "серой мышки" исчез. На ежегодном обеде для журналистов в Белом доме 2005 года она публично подшучивала над привычкой своего мужа ложиться спать в полдесятого и называла себя президентским вариантом домохозяйки.

Эти шутки, конечно, не были экспромтом, пишет Independent. Даже на Лору Буш распространяются правила нынешней администрации, пожалуй, подчиняющейся наиболее жесткому регламенту. Но исполнение было блистательным, и она явно получала от этого удовольствие. Самое главное, что все политтехнологи мира не могут скрыть две истины, касающиеся всех первых леди.

Все они без исключения яростно оберегают своих мужей. И они находятся в самом выигрышном положении, позволяющем им давать мужьям нелицеприятные советы, какие не осмелился бы дать самый приближенный из советников. В интервью с Ларри Кингом на CNN 24 марта Лора делала самые прозрачные намеки на эту сторону своей работы. Она обсуждает с президентом кадровые вопросы, в конце концов, "я, как и он, знаю всех, кто здесь работает. То есть я тоже работаю с ними. И, конечно, я не отказала бы ему в таком совете". В следующие четыре дня Джордж объявил о назначении нового главы аппарата и о том, что возможны другие перемены.

В течение оставшихся 33 месяцев его президентства следует ожидать, что мы чаще будем видеть и слышать Лору. Будучи первой леди, Хиллари поляризовала общество не меньше, чем сейчас, когда она является потенциальным кандидатом на выборах 2008 года, тогда как репутация Нэнси Рейган только улучшилась после того, как она покинула Белый дом и занялась уходом за мужем, жертвой болезни Альцгеймера.

Но лучшее, что есть у Джорджа Буша, это его первая леди. По последним опросам, ее рейтинг составляет 82%, то есть более чем вдвое превышает его собственный. Говорят, что на президентских выборах выбирают не первых леди. Но два года назад непринужденность американцев в общении с нею, в отличие от их подозрительного отношения к громогласной и богатой уроженке другой страны, Терезе Хайнц-Керри, несомненно, помогла Бушу одержать победу, пишет Independent. На осенних выборах в конгресс она будет агитировать за республиканцев, некоторые из которых считают ее мужа избирательным балластом. И как заметил о недавних переменах в Восточном крыле юморист Кристофер Бакли, "увольнение повара - важный сигнал не только конгрессу, но и "Аль-Каиде", да и всему мировому сообществу, что господин Буш настроен по-деловому".