НТВ

В воскресенье в Абхазии прошли первые президентские выборы. По предварительным данным на 22:00 воскресенья, в выборах президента Абхазии приняли участие 63% избирателей, внесенных в списки для голосования. В соответствии с законодательством Абхазии этого достаточно для признания выборов состоявшимися. Об этом сообщил председатель ЦИК Абхазии Сергей Смыр.

В ходе голосования было зафиксировано небольшое количество незначительных нарушений, которые не повлияют на окончательный результат выборов, отметили в Центризбиркоме. Смыр также опроверг сообщения, в которых говорится о лидерстве того или иного кандидата. По словам председателя ЦИК, до окончательного подсчета голосов рано говорить, кто из кандидатов в президенты набрал наибольшее количество голосов.

Голосование проходило в 35 избирательных округах на 180 избирательныхучастках. На пост президента республики баллотировались пять кандидатов:премьер-министр Рауль Хаджимба, руководитель государственной компании"Черноморэнерго" Сергей Багапаш, бывший министр иностранных дел СергейШамба, бывший премьер-министр Анри Джергения и лидер "Народной партии" ЯкубЛакоба.

Тем временем, по данным опроса, проведенного при выходе с избирательных участков (exit-), победу на выборах одерживает Рауль Хаджимба.

По информации проводившего опрос научного центра ЕГСУПД, распространенной в Сухуми, к моменту закрытия избирательных участков (данные на 20:00), на выборах лидирует Хаджимба, за которого отдал свои голоса 61% принявших участие в голосовании. На втором месте - Сергей Багапш (22% голосов), на третьем - Сергей Шамба (12%).

Представитель ЕГСУПД отметил при этом, что согласно результатам опроса, Багапш собрал наибольшее число голосов в Гальском районе Абхазии, заселенном преимущественно грузинами. Голосование не проходило в Кодорском ущелье, поскольку оно контролируется Грузией.

Международные наблюдатели не присутствовали на выборах, поскольку Абхазияявляется самопровозглашенной республикой, непризнанной мировым сообществом.За выборами наблюдали представители Южной Осетии, Нагорного Карабаха иПриднестровья.

В Абхазии выбирают пророссийского кандидата

Журналистов, приехавших в штаб Рауля Хаджимбы накануне выборов, интересовали два вопроса: почему предвыборные плакаты с Хаджимбой и Путиным украшают всю Абхазию, если Центризбирком запретил использовать российских политиков в агитационной кампании; и о чем разговаривал абхазский премьер с российским президентом на встрече в Сочи? Разумеется, на второй вопрос кандидат ответил, что это тайна. А по поводу предвыборных щитов Хаджимба сказал: "Это ничего не значит". "Я гражданин Абхазии, - заявил премьер. - Я руководил страной. Путин был в Сочи, рядом. Я ездил к нему решать проблемы наших ветеранов. Но это ни о чем не говорит", сообщает "Коммерсант".

"Если вы не обсуждали выборы, то знает ли Путин о том, что его имя и его лицо используются в предвыборной кампании в Абхазии?" - спросил премьера наивный иностранный журналист.

Премьер помялся. А потом сказал: "Мы получили согласие от президента России".

В день выборов кандидат Хаджимба был собраннее. Проголосовав на участке номер 2, он сказал: "Мы будем доказывать миру, что мы - государство состоявшееся. Абхазия голосует за свою независимость. Мы должны быть свободным государством, как другие страны новой Европы. Чехия разошлась со Словакией - почему Абхазия не может пойти таким же мирным путем?"

Вот что говорили люди на избирательных участках:
- "Я буду голосовать за Хаджимбу, - сказала пенсионерка Тина Цвижба. - На него надеется народ".
- "Хаджимба - самый реальный кандидат, - сказал Владимир Делма. - Он молодой и энергичный. Во время войны мы вместе были на восточном фронте. Вместе чурек кушали".
Как выяснилось, в ополчении он не воевал, отмечает газета.
- "Зачем в ополчении? - удивляется Делба. - Он в других структурах работал".
- "Вы имеете в виду КГБ?"
- "Конечно. Так что он свой человек. Никогда не предаст и не продаст".

Владимир Делба, как оказалось, был его водителем, пишет "Коммерсант".

В пятницу в ночном эфире местного телевидения кандидаты впервые за всю предвыборную кампанию собрались вместе. Это произошло после скандала с российскими депутатами и волнений в Сухуми. Четверо из пяти выглядели неважно и мало надеялись на победу. Рауль Хаджимба чувствовал себя виноватым и оправдывался за российских депутатов. Он говорил: "Никто не знал, о чем будут говорить гости. Но когда гости стали выступать, я не мог же им закрыть рот!" Еще премьер называл Грузию противником. И говорил, что нельзя использовать административный ресурс и что выборы должны быть честными.

На избирательном участке номер 2 этот эфир вспоминали по-разному. Кто-то говорил, что "Рауль Джумкович сидел как пионер, которого поругал директор школы" и что "так же он будет себя вести и во внешней политике с соседями" - имелась в виду Россия. Кто-то говорил, что "он вел себя, как и положено в органах". А кому-то премьер нравился, и о нем говорили как о единственном спокойном политике. Например, учительнице Манане кандидат власти казался именно таким, только она все же сомневалась, стоит ли за него голосовать.

"Если это спокойствие вызвано умением себя контролировать, это хорошо, - говорила она. - А если это просто равнодушие? Когда, знаете, человек понимает, что все равно победит. Возмущаться можно сколько угодно, а если и правда Россия закроет границу? Мы ведь шесть лет прожили в полной блокаде".