FOX Sports

Смерть игрока в американский футбол Пэта Тиллмэна, который из патриотизма променял свой 3,6-миллионный контракт в клубе Аризона Кэрдиналс на службу в Афганистане, вновь всколыхнула общественность в США после того, как The Washington Post опубликовала расследование обстоятельств его смерти от "дружеского огня".

Оказалось, что к гибели талантливого игрока привела цепь трагических случайностей, которые в итоге сложились так, что его, кричащего свое имя и звание, расстреляли из пулемета товарищи по взводу. Драматическую историю журналистам удалось реконструировать на основе многочисленных интервью очевидцев, фотографий, карт, рапортов и прочих документов. Комментарии официальных представителей военного командования ранее были крайне скупыми, на "дружеский огонь" указывалось как на одну из возможных причин гибели Тиллмэна в апреле нынешнего года.

Началось все с того, что один из джипов Humvee, на котором ехала часть взвода Тиллмэна, сломался, и было принято решение разделиться. Тиллмэн с первым подразделением (Serial One) успешно прошел через ущелье пешком. Другая часть взвода должна была проехать на исправном Humvee другим путем, но планы пришлось изменить из-за того, что местность оказалась слишком пересеченной даже для внедорожника. Было принято решение также двигаться через ущелье, где уже прошел Тилммэн с товарищами.

Однако вторую группу со стены ущелья атаковали афганские талибы. Один из бойцов Serial One услышал звук взрыва, и Тиллмэну с двумя сослуживцами приказали обойти талибов и атаковать их со спины. Связаться с обстреливаемыми товарищами из второго подразделения (Serial Two) Тиллмэн не смог - стена ущелья экранировала радиоволны.

Далеко ему отойти не удалось. Тиллмэн неожиданно обнаружил, что его обстреливают товарищи по взводу из Serial Two, которые восприняли движение наверху как новую угрозу. Обстрел был неприцельным, но очень плотным, заключило военное расследование: на джипе, на котором передвигались бойцы, Serial Two, был установлен единственный пулемет взвода, а стрелок не думал жалеть патроны.

Под огнем Тиллмэн и почти дюжина его сослуживцев "кричали, размахивали руками и снова кричали", сообщает The Washington Post. Было решено запустить пару дымовых гранат, чтобы ограничить видимость. Огонь стих. Казалось, инцидент может быть улажен.

Однако когда дым рассеялся, он вдруг обнаружил, что один из исправных Humvee передвинулся в позицию, более удобную для ведения огня, и пулемет, установленный на крыше, открыл огонь. Размахивая руками, товарищи Тиллмэна лишь привлекали внимание. Его самого поразили несколько выстрелов из винтовки, а уже лежащего на земле добила пулеметная очередь.

Во второй части публикации The Washington Post обещает вскрыть подробности того, как армейское расследование пыталось замолчать эти факты и как-то сгладить представление общественности об инциденте.

По данным Post, инцидент вполне можно было предотвратить. Двигавшийся в авангарде водитель Humvee к началу обстрела уже выехал из каньона и дважды сообщил о том, что "наверху друзья", однако его никто не услышал.

Мэри Тиллмэн, мать погибшего футболиста, раньше относилась к смерти сына стоически: "Я была очень расстроена этим, но думала: "что ж, инциденты случаются время от времени". Однако позже, когда я обнаружила, что это произошло из-за целого ряда несогласованностей - есть время подумать, и это сильно беспокоит".

Один из сослуживцев Тиллмэна получил формальное административное взыскание, еще четверо были переведены из рейнджеров в другие подразделения, два офицера получили строгий выговор.