Архив NEWSru.com

Британская MI-5 - одна из самых таинственных разведслужб мира, она добивается отличных успехов в войне с террором, но сработает ли эта же схема в США, задается вопросом влиятельная американская газета The Wall Street Journal (перевод на сайте Inopressa.ru).

Формально называемое Службой безопасности, разведывательное агентство MI-5 ответственно за сбор внутренней секретной информации - то есть за внутренний шпионаж с целью защиты страны от террористического насилия, иностранных шпионов и других угроз национальной безопасности.

После террористических актов 11 сентября и въедливого пересмотра механизмов сбора разведданных американцами некоторые эксперты по безопасности указывали на MI-5 как на образец для США. Не ограниченная жесткими правилами сбора таких доказательств, которые должны выдержать испытания в суде, MI-5 может сосредоточиться на проникновении в террористические ячейки и сборе разведданных. Поэтому она может сконцентрироваться на предотвращении потенциальной катастрофы, а не на сборе доказательств-фактов.

Оттачивая свои навыки в длительной борьбе с Ирландской республиканской армией (ИРА), MI-5 доказала свою мощь и силу в тех сферах, с которыми у американской разведки есть проблемы: в обучении агентов, способных проникать в террористические организации, добиваться сотрудничества с умеренными элементами в мусульманских обществах и более эффективно делиться информацией с другими агентствами.

Более пристальный взгляд на MI-5, основанный на протоколах судов, показаниях бывших оперативников MI-5 и экспертов по безопасности, а также на публикациях в прессе, показывает, насколько привлекательной может быть модель MI-5. С момента взрыва в 1994 году в израильском посольстве в Лондоне в Соединенном Королевстве больше не удался ни один исламистский акт террора: разведслужба выявила несколько терактов на стадии подготовки и предотвратила их. Однако анализ также показывает, что репутация MI-5 как одного из самых эффективных агентств обходится дорого и выливается в потерю гражданских свобод и передачу власти правительству - и эта цена может оказаться выше, чем готовы заплатить американцы.

MI-5 использует методы, которые многие в США сочли бы мощным вторжением в частную жизнь: включая прослушивания и перехваты телефонных разговоров и другие формы наблюдения за людьми, даже если нет каких-то особых указаний на совершение преступления. И во имя борьбы с террором MI-5 за год совершила такие правонарушения, которые, по утверждению одного из судей, включают соучастие в убийстве.

У США нет своей MI-5 для внутренней разведки. Деятельность ЦРУ ограничена сбором разведданых за рубежом, а ответственность за внутреннюю разведку лежит на плечах борцов с преступностью в ФБР. Однако сейчас США предпринимают шаги для расширения внутренней разведки.

Палата представителей и сенат конгресса, как ожидается, на этой неделе представят окончательные варианты новых законов о разведывательных службах, включая назначения "царя", который будет контролировать все разведывательные агентства страны, а также назначение главы нового Национального контртеррористического центра. Создание центра, в функции которого будет входить планирование внутренней разведывательной деятельности, рекомендовала комиссия по 11 сентября. Эта идея получила одобрение президента Буша, пишет The Wall Street Journal.

Одним из щекотливых вопросов для конгресса станет пункт в законопроекте, разработанном палатой представителей, согласно которому более широкие полномочия должны получить чиновники иммиграционной и других служб - например, они смогут депортировать неграждан США без решения суда. Такие меры не входили в рекомендации комиссии по 11 сентября, и разногласия по ним могут осложнить усилия по принятию нового законодательства до президентских выборов.

В это время директор ФБР Роберт Мюллер пытается создать в рамках бюро новое разведывательное подразделение для борьбы с терроризмом. Некоторые члены конгресса полагают, что, если это подразделение не оправдает возлагаемых на него ожиданий, его стоит превратить в отдельное разведывательное агентство.

Сторонники создания отдельного агентства внутренней разведки отмечают, что США - это единственная из главных индустриальных стран, которая такового не имеет. Они указывают, что работа правоохранительных органов и сбор разведданных не смешиваются между собой: правоохранительные органы сосредоточены на составлении дел, которые должны выдержать судебный процесс, а это может сдерживать активные усилия по выявлению и предотвращению актов терроризма до их совершения.

Одна из причин, по которой комиссия по 11 сентября сначала отмела предложения по созданию американского аналога MI-5, заключается в том, что даже британские чиновники, с которыми она консультировались, включая генерального директора MI-5 Элизу Мэннингем-Буллер, выражали сомнения в том, что такое агентство сможет функционировать при ограничениях, накладываемых американской конституцией, и традиционном для Америки акценте на гражданских свободах и праве на неприкосновенность частной жизни.

"Даже британцы не думали, что здесь это сработает", - заявил на пресс-конференции глава комиссии по 11 сентября Томас Кин вскоре после обнародования доклада комиссии. Чиновник британского кабинета министров заявил, что госпожа Мэннингем-Буллер и другие сотрудники MI-5 не будут давать комментарии для этой статьи, исходя из соображений секретности.

Адвокат Гарет Пейрс, которая борется за освобождение людей, по ошибке попавших в тюрьму в качестве террористов ИРА, и стала прототипом героини фильма 1993 года "Во имя отца", считает, что создание такого шпионского агентства грозит опасностями. Когда агенты MI-5 давали показания против ее клиентов, включая Абу Ридеха, обвиняемого мусульманского террориста, они часто искажали основные факты, утверждает она. Однако показаниям агентов MI-5 придается большой вес, которым "они далеко не всегда обладают, лишь на основании того, что эта информация секретна и проистекает из секретного источника", добавляет она.

Выдающиеся успехи MI-5

И все же британская внутренняя разведка MI-5 достигла выдающихся успехов. В марте агентство раскрыло готовящийся теракт и с помощью полиции арестовало 8 пакистанцев, которых обвинили в приобретении полтонны нитрата аммония и в том, что они спрятали его в камере хранения около аэропорта Хитроу. Они предположительно планировали превратить нитрат аммония в большую бомбу.

Используя методы, усвоенные в борьбе MI-5 с ИРА, офицеры разведки тайно проникли в камеру хранения и нейтрализовали удобрение химическим способом так, чтобы его нельзя было превратить во взрывчатку. Это позволило следователям продолжить наблюдение за группой без риска того, что этот материал можно будет использовать для совершения атаки.

По сообщениям в британской прессе, MI-5 также сыграла важную роль в арестах нескольких подозреваемых агентов "Аль-Каиды", имевших место в августе. Среди арестованных - Абу Исса аль-Хинди, которого американские чиновники называют одним из лидеров "Аль-Каиды". Непосредственно к арестам привела информация, полученная от предполагаемых террористов "Аль-Каиды" в тюрьмах Пакистана. Однако MI-5 уже некоторое время следила за аль-Хинди, после того как он опубликовал в Великобритании книгу в защиту терактов против США и других западных стран.

Борьба с терроризмом - это главная задача MI-5. Однако также она несет ответственность за традиционный контршпионаж, борьбу с остатками террористических группировок Северной Ирландии и помощь в предотвращении распространения оружия массового поражения. В отличие от американских разведывательных и правоохранительных агентств, MI-5 также ответственна за предоставление рекомендаций правительству и частным структурам в сфере безопасности - для защиты электростанций, правительственных зданий, важных заводов от террористических атак.

История Службы безопасности, где некогда работал писатель Джон Лекарре, началась в 1909 году, когда правительство ответило на волну общественной истерии по поводу предполагаемого вторжения немецких шпионов. Новая разведывательная служба скоро раскололась надвое, одна часть сконцентрировалась на внутренней разведке, другая собирала информацию за рубежом. Когда оба агентства попали под юрисдикцию министерства обороны, они получили уже знакомые нам имена - подразделения Military Intelligence (военной разведки) 5 и 6. Именно в MI-6 работал герой Яна Флеминга Джеймс Бонд.

До недавнего времени в MI-5 работало 2100 человек. Но озабоченность исламистским терроризмом заставила правительство профинансировать расширение штата и довести общее количество сотрудников до 3100 человек.

Насколько известно из открытых источников и показаний бывших агентов, отряд "А" в MI-5 включает бригады, специализирующиеся на тайном проникновении в дома и офисы: установление жучков, скрытых камер и копирование компьютерных жестких дисков, не оставляя следов. Там работают специалисты по взлому замков, тайной фото- и видеосъемке, а также "наблюдатели" - хорошо натренированные люди, которые могут незаметно следовать за людьми и вести наблюдение.