derstandard.at

Признание европейскими государствами независимости Абхазии, в отличие от проводимой сегодня политики, не ускоряло бы процесс ее интеграции с Россией, а способствовало снижению напряженности. Такое мнение выразил немецкий правозащитник Отто Лухтерхандт, принимавший непосредственное участие в работе комиссии ЕС по выяснению обстоятельств военного конфликта между Россией и Грузией в августе 2008 года, после которого Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Правозащитник не исключает, что в обозримом будущем независимость двух регионов признают и другие государства. Правда, с Южной Осетией ситуация сложнее из-за непосредственной близости к Северной Осетии, входящей в состав РФ, отмечает эксперт в интервью Der Standart, которое цитирует InoPressa.ru.

К сожалению, констатирует эксперт, на примере развития событий в Нагорном Карабахе, третьем опасном очаге напряженности на Кавказе, приходится признать, что из войны в августе 2008 года не было извлечено серьезных уроков. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в середине июля этого года, выступая в Лондоне, недвусмысленно дал понять, что не исключает военного решения конфликта, сетует Лухтерхандт.

Война между Россией и Грузией, продолжает он, началась, в числе прочего, и потому, что Саакашвили так и не заключил с Абхазией и Южной Осетией соглашение об отказе от применения оружия и Запад это допустил. И теперь с молчаливого попустительства Запада Алиев при поддержке Турции и других стран вооружает свою армию, что может привести к тому, что он, подобно Саакашвили, решится действовать, пока мировое сообщество дремлет.

Напомним, европейские эксперты, работавшие в комиссии, прозванной "Миссией правды", объявили, что войну на Кавказе в августе 2008 года развязал Тбилиси. В то же время Россию они назвали ответственной за эскалацию конфликта.

Российские дипломаты также обрадовались найденному в докладе выводу Люхтерхандта. Согласно его заключению, "Россия может оправдать свою военную операцию против Грузии правом на самооборону (ст.51 Устава ООН), а также правом на коллективную самооборону вместе с Южной Осетией против вооруженного нападения со стороны Грузии".