Кровавая расправа в Париже напоминает о том, что джихадизм - это не далекий от нас ближневосточный феномен. Будет еще много подобных попыток совершить массовые убийства, и властям в США и Европе нужны широкие полномочия, чтобы следить за потенциальными террористами и их допрашивать, считает редакция американской The Wall Street Journal.
В среду вооруженные до зубов преступники проникли в офис сатирического журнала Charlie Hebdo в Париже, убили 12 человек, в том числе главного редактора издания, а затем сбежали, напоминает газета. Еще целая череда готовившихся преступлений была сорвана полицией в Великобритании, США и других странах, цитирует публикацию InoPressa.ru.
- По делу о бойне в Charlie Hebdo задержаны семеро. Во Франции - серия атак на мечети
Редакция Charlie Hebdo переехала в новое здание, но полицейская охрана не смогла остановить террористов, которые, как было слышно, выкрикивали: "Мы отомстили за пророка!"
Газета оговаривается, что не разделяет "политику и вкусы" этого издания, для которого "не существовало запретных тем". "Этот дух ерничества распространялся и на ислам, и газета навлекла на себя гнев мусульманских фанатиков за издевки над пророком Мухаммедом", - говорится в редакционной статье.
"Это оскорбит некоторых либералов и либертарианцев, но представьте себе ограничения свободы, которые последуют, если радикальным мусульманам удастся взорвать футбольный стадион или полгорода", - рассуждают авторы статьи. По их мнению, "лучше собирать метаданные и наблюдать за некоторыми людьми сейчас, чем иметь дело с требованиями общественности провести массовые аресты или депортацию мусульман после катастрофы".
"Произошедшее в среду нападение в очередной раз демонстрирует, что воинствующий ислам - это... идеологический вызов, брошенный западной цивилизации и ее принципам, в том числе свободе прессы и религиозному плюрализму", - утверждает газета.
"Исламисты убеждаются в действенности насильственных методов, когда видят отсутствие уверенности в себе на Западе... Западу нужны союзники-мусульмане. Но большая исламофобия окажется неизбежной, если лидеры мусульман не будут осуществлять надзор за собственными фанатиками, а западные лидеры не прекратят извиняться за такие принципы, как свобода слова", - заключает WSJ.
Юмористы воспринимали себя как борцов за свободу слова, для которых не было ничего святого
"Юмористы рисовали и писали, руководствуясь девизом Курта Тухольского: сатире позволено все. Они воспринимали себя как борцов за свободу слова, для которых не было ничего святого, и это оказалось для них фатальным", - так комментирует австрийская Die Presse нападение на редакцию Charlie Hebdo.
В статье говорится о "новой модели устрашения": "Это были не террористы-смертники, что соответствовало бы типичной картине исламистского террора прошлых лет. Нападавшие были в масках и скрылись, как будто собирались готовиться к новым нападениям... Бойня с использованием штурмовых винтовок косвенно указывает на то, что нападавшие прошли военную подготовку".
Как пишет издание, легионы европейской молодежи подвергаются обработке радикализмом в местах, где воюет террористическая организация "Исламское государство". Группировка несколько месяцев назад открыто призвала к ударам по Западу. "Реализация угроз на практике была и остается лишь вопросом времени" - пишет издание.
Однако, по мнению автора, "Европа не должна падать на колени перед чокнутыми радикалами, которые с помощью "калашниковых" атакуют такие основополагающие ценности, как свобода слова. Это наш долг перед храбрыми коллегами из Charlie Hebdo. И пусть никто их посмертно не упрекает, даже негласно, в том, что они сами накликали такую судьбу. Потому что мы свободны лишь до тех пор, пока можем высмеивать что угодно".
Нападение на Charlie Hebdo потрясло Францию, но напряженность в отношениях с иммигрантским населением страны, исповедующим ислам, нарастала годами, пишет журнал Time, отмечая "рекордный уровень миграции". По оценкам пограничной службы ЕС Frontex, в прошлом году в Европу пытались нелегально проникнуть 270 тысяч человек.
Безработица среди молодежи во Франции превышает 24%. При этом среднестатистический француз считает, что более 30% населения страны - мусульмане; в реальности эта цифра составляет 7,7%.
О росте антииммигрантских настроений говорит и рост популярности "Национального фронта" Марин Ле Пен. При этом рейтинги одобрения президента Франции падают до рекордно-низких показателей: в какой-то момент Франсуа Олланда поддерживали лишь 12%, указывает еще одну причину напряженности автор.
Эксперт: теракт в Париже означает возвращение исламистов в Европу
Конфликты в Сирии и Ираке могли вызвать эффект бумеранга для Европы, нападение на французский сатирический журнал Charlie Hebdo дает основания это предполагать, заявил эксперт по терроризму, преподаватель Северо-Восточного университета в Бостоне Макс Абрамс в интервью Sputnik.
Нападавшие в Париже исполнили все профессионально: и атаку, и побег с места преступления, считает Макс Абрамс. "Таким образом, есть повод задуматься, бывали ли нападавшие, скажем, в Сирии", - говорит он и напоминает, что по меньшей мере тысяча французских граждан присоединились к ИГ. Абрамс напоминает, что эти люди вступают в ряды джихадистов, становятся все радикальнее, оттачивают навыки, а затем возвращаются на родину. "Если это так, то это будет первым крупным нападением джихадистов, вернувшихся из зоны конфликта", - отмечает эксперт.
Франция принимает активное участие в глобальных контртеррористических операциях не только в Ираке и Сирии, но также в Западной Африке.
Сатирический журнал Charlie Hebdo стал скандально известен в 2006 году, после перепечатки карикатур на пророка Мухаммеда, ранее появившихся в датском издании Jyllands-Posten. В ноябре 2011 года после выхода очередного номера журнала, посвященного ситуации в Тунисе и Ливии, редакцию Charlie Hebdo подожгли неизвестные.