СМИ, изучив подробности обнародованного в минувшую среду доклада, посвященного новой американской Национальной военной стратегии, пришли к выводу, что Соединенные Штаты стремятся к доминированию на постсоветском пространстве и прилегающих к нему территориях.
В свете такой позиции Вашингтона представляется вполне логичным предложение группы американских сенаторов-республиканцев разместить элементы системы противоракетной обороны (ПРО) США не в Турции, как планировалось первоначально, а в Грузии. В Тбилиси пока не определились с тем, будут ли грузинские власти поддерживать эту инициативу сенаторов. Однако госминистр Грузии по вопросам европейской и евро-атлантической интеграции и вице-премьер Георгий Барамидзе уже приветствовали предложение.
И хотя, как пишет "Независимая газета", иностранные эксперты сходятся во мнении, что США вряд ли пойдут на долгосрочное военное присутствие в Грузии, сама идея выглядит очень показательной. В то же время стремление США к развитию сотрудничества по этому вопросу с государствами Центральной Азии не вызывает сомнений.
Как стало известно на днях, Вашингтон ведет переговоры о создании долговременных американских военных баз на территории Афганистана. Готовность поддержать США и НАТО в связи с судьбой американского транзитного центра "Манас" в декабре прошлого года выражали власти Киргизии. К продолжению сотрудничества недавно в Брюсселе призвал также президент Узбекистана Ислам Каримов. Аэропорт в узбекском городе Навои, аэродром и железнодорожная станция в Термезе уже стали ключевыми звеньями в северной сети снабжения войск альянса и США в Афганистане.
США используют в подобных целях территории и объекты других стран бывшего СССР - в частности, аэропорт "Ашхабад" в Туркмении и транспортную инфраструктуру Таджикистана. Начал сотрудничество с Вашингтоном в военной сфере и Казахстан, отправив своих военнослужащих в Афганистан. О том, что американские войска покинут регион в ближайшее время, речи не идет. Напротив, представители министерства обороны США прогнозируют усиление интенсивности боевых действий в Афганистане.
Как отмечают эксперты, интересы Вашингтона в Центральной Азии связаны не только с антитеррористическими действиями в Афганистане, но имеют также экономический характер. В США обсуждают стратегическую роль Центральной Азии в добыче и транспортировке углеводородов. Как ожидается, доля Казахстана в ближайшие годы в объеме поставок нефти на мировой рынок из стран, не входящих в ОПЕК, будет стремительно расти. К 2020 году добыча нефти в этой стране удвоится, достигнув объема в три миллиона баррелей в день. Важная роль в этом вопросе также отводится Узбекистану и Туркмении.
США собираются поддерживать проект перекачки нефти и газа из ЦА на запад в Европу через Южный Кавказ в обход России. При этом РФ лишится роли главного поставщика энергоресурсов в Европу. Американцы приветствуют и проект строительства газопровода ТАПИ (Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия), который пойдет в обход российской трубопроводной сети. В прошлом году афганское правительство объявило о том, что охранять трубопровод на территории страны будут американские военные.
Как отмечает газета "Коммерсант", про Россию в документе, описывающем Национальную военную стратегию США, почти ничего не сказано. Авторы доклада только указывают, что США будут "усиливать диалог с Россией и отношения между армиями, опираясь на успехи в сокращении стратегических наступательных вооружений". "Мы хотим сотрудничать с РФ в борьбе с терроризмом, нераспространении, космосе, ПРО и приглашаем ее играть более активную роль для сохранения безопасности в Азии", - говорится в стратегии.
Эксперты считают фокус новой военной стратегии на Китае и незначительное внимание к бывшему сопернику в эпоху холодной войны неудивительными. По мнению аналитиков, ни Китай, ни США не заинтересованы в нарастании конфликта по объективным экономическим причинам, но подъем КНР порождает предпосылки для противостояния.
Как считает редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов, отсутствие России в числе приоритетов отражает объективный уровень возможностей, в том числе в военной сфере, которых становится все меньше. Фокус смещается в Азию, а там РФ не представляет никакой силы, констатирует эксперт.