Представительная российская делегация во главе с вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным прибыла в Ирак с двухдневным визитом. В аэропорту Багдада ее встретил министр иностранных дел Ирака Ибрагим Джаафари.
Во время встречи с ним Рогозин заявил, что Москва поддерживает официальную позицию Багдада, заявляющего о незаконности пребывания турецких войск на севере Ирака, сообщил журналистам заместитель главы МИД РФ, спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов.
По его словам, на встрече обсуждалось решение проблем в странах ближневосточного региона, оказавшихся в кризисной ситуации, и координация усилий "в плане консолидации позиций и возможностей в борьбе с террористами на принципах уважения норм международного права", передает РИА "Новости".
В числе прочего представители двух стран обсудили военно-политическую ситуацию на Ближнем Востоке с акцентом на борьбу с "Исламским государством" (запрещенная в России террористическая организация ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) и другими группировками террористов, добавил Богданов.
"Обсуждалась ситуация как раз в тех районах, которые оказались под контролем террористов, и с нашей стороны была выражена поддержка оченьэнергичной деятельности иракского правительства и иракской регулярной армии в борьбе против террористов", - цитирует его "Интерфакс".
В ходе визита у Рогозина запланировал ряд двусторонних встреч, в том числе с президентом Ирака и спикером парламента. На 11 февраля намечено первое за восемь лет заседание межправительственной комиссии, российскую часть которой возглавляет Рогозин.
4 декабря прошлого года Турция развернула группу своих вооруженных сил, включая около 130 военнослужащих, танки и артиллерию, в лагере курдского ополчения пешмерга в районе Башика иракской провинции Найнава, где Анкара тренирует курдских бойцов, воюющих против ИГ.
МИД и Минобороны Ирака назвали этот шаг Анкары "враждебным действием", не согласованным с Багдадом, и заявили о нарушении суверенитета. Иракский МИД вызвал турецкого посла в Багдаде и потребовал, чтобы Турция немедленно вывела свои войска с северных иракских территорий. В тот же день президент Ирака Фуад Маасум потребовал немедленного вывода турецких подразделений с территории Ирака, назвав их ввод "нарушением международных норм и права".
Также Ирак направил в Совет Безопасности ООН письмо с просьбой потребовать от Турции немедленно вывести войска с иракской территории и назвал их присутствие грубейшим нарушением Устава ООН и других норм международного права.
Россия, чьи отношения с Турцией охладели после инцидента со сбитым Су-24 на границе с Сирией в ноябре прошлого года, тогда также выступила решительно против нахождения в Ираке турецких войск. Глава МИД РФ Сергей Лавров обсуждал эту ситуацию с иракским коллегой Ибрагимом аль-Джаафари и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Ирака. А его заместитель Геннадий Гатилов заявлял, что Россия считает действия Турции на севере Ирака незаконными и это вторжение трудно оправдать какими-то аргументами.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган со своей стороны заявлял, что турецкие войска были размещены на военной базе на севере Ирака по просьбе президента страны Фуада Масуна в 2014 году. А турецкий премьер Ахмет Давутоглу тогда заявил, что турецкие военные были размещены в лагере в Башике из-за угрозы, которую для него представляли боевики ИГ, находящиеся "всего в 15-20 км".
Позднее Соединенные Штаты также заявили, что ожидают от Турции вывода войск из Ирака и уважения суверенитета и территориальной целостности этой страны.
Однако вместо этого турецкий премьер Давутоглу заявил о намерении развернуть дополнительные войска в курдском поселении Башика на севере Ирака. "Мы оказываем поддержку местным пешмерга и добровольцам и будем это делать до тех пор, пока не будет освобожден Мосул и пока в Ираке будет сохраняться террористическая угроза. Наши военные, которые там находятся, с уважением относятся к территориальной целостности Ирака", - подчеркнул Давутоглу.
В 2014 году курдские военизированные подразделения пешмерга ("идущие на смерть") при поддержке США изгнали террористов ИГ с части территории Ирака, где они намерены создать свое государство.
Между тем сейчас "курдский вопрос" в Сирии стал камнем преткновения в отношениях Анкары и Вашингтона, позицию которого поддержала Россия.