Иммунитет комбатанта не может распространяться на обвиняемых по делу о крушении авиалайнера Boeing в Донбассе 17 июля 2014 года. По версии следователей, самолет был сбит зенитной ракетой, когда пролетал над районом боевых действий, в которых принимали участие пророссийские вооруженные формирования ДНР и ЛНР.
О том, что у обвиняемых по этому делу нет иммунитета комбатантов, заявил в среду на слушаниях суда в Нидерландах прокурор Вард Фердинандуссе. Его слова приводит ТАСС.
"Прокуратура пришла к предварительному заключению, что существуют как минимум две причины, по которым обвиняемые не могут воспользоваться иммунитетом комбатанта, - сказал он. - Во-первых, отсутствие подчинительных отношений между Россией и Донецкой народной республикой, о которых было бы известно другим сторонам. Во-вторых, отсутствие эффективной внутренней дисциплинарной системы в ДНР. Прокуратура не видит препятствий для уголовного преследования обвиняемых".
Вард Фердинандуссе отметил, что ясность в этот вопрос могли бы внести и сами фигуранты. "Конечно, желательно, чтобы обвиняемые сами четко изложили свою позицию по этому вопросу", - сказал прокурор. По его словам, прокуратура пыталась получить информацию на этот счет (например, из интервью обвиняемых в СМИ и от российских властей), однако четких ответов не получила.
Суд над обвиняемыми, продолжил прокурор, может проходить на основе голландского уголовного права. "А голландское уголовное право предусматривает наказание за уничтожение самолета и убийство людей, будь то гражданский или военный борт", - подчеркнул он.
В ходе расследования, сказал Фердинандуссе, прокуратура изучила и вопрос того, могут ли на обвиняемых распространяться какие-либо другие формы иммунитета, например, дипломатический иммунитет, иммунитет в отношении высших должностных лиц государства или функциональный иммунитет, однако никаких оснований для использования такой практики найдено не было.
Согласно Женевской конвенции, комбатантами считаются активные участники вооруженных конфликтов, на которых распространяются особые правила. При определенных условиях они могут быть освобождены от уголовного преследования. Ранее представители обвиняемого Олега Пулатова заявили, что пока не определились, будут ли требовать предоставления ему статуса комбатанта.
Напомним, малайзийский Boeing 777-200, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH-17, был сбит 17 июля 2014 года под Донецком в зоне вооруженного конфликта в Донбассе. На борту находились 298 человек (граждане почти двух десятков государств), все они погибли.
Для расследования катастрофы была создана Совместная следственная группа (ССГ). В нее вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины. Россия же в нее не вошла. С самого начала возникли подозрения, что к уничтожению лайнера имеют отношения подразделения российской армии, использовавшие для уничтожения самолета зенитно-ракетный комплекс "Бук".
Обвинения предъявлены бывшему министру обороны так называемой Донецкой народной республики (ДНР) и отставному полковнику ФСБ Игорю Стрелкову-Гиркину, его заместителю, командиру разведгруппы и генерал-майору Сергею Дубинскому с позывным "Хмурый", его заместителю полковнику Олегу Пулатову, который, предположительно, был связан с разведкой в Донецке. Украинский подозреваемый в деле - полевой командир сепаратистов Леонид Харченко.
Расследование было приостановлено из-за пандемии коронавируса, но в июне возобновилось.
Следственная группа пришла к выводу, что самолет был сбит ракетой "земля-воздух" неподалеку от населенного пункта Снежное. Ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса "Бук", доставленного, по версии следствия, на территорию Украины из России. Россия отрицает причастность к инциденту.
В рамках расследования встал вопрос и о том, какова роль российского руководства в произошедшем. Голландские следователи обнародовали несколько телефонных разговоров между Игорем Гиркиным и российскими чиновниками - предположительно, главой Крыма Сергеем Аксеновым и помощником президента России Владиславом Сурковым. В разговорах речь шла о помощи от России. В беседе с Аксеновым Гиркин перечислил, что необходимо - противотанковая артиллерия, танки и ПВО с уже готовыми специалистами, так как своих "времени готовить у нас не будет, уже нет". Ему сообщили, что помощь придет.
А Сурков за неделю до катастрофы MH17 заверял премьер-министра ДНР Александра Бородая в том, что "поговорил со старшими товарищами, старше не бывает" о военной помощи ополченцам и намекнул на некое "переломное действие".
В середине ноября 2019 года Международная следственная группа опубликовала телефонные перехваты, из которых следует, что Россия полностью контролировала процесс вторжения пророссийских вооруженных формирований на территорию Украины, а оружие ополченцам отправляли по каналам ФСБ и ГРУ. Были обнародованы и показания свидетеля, из которых следовало, что рядом с "Буком", из которого выпустили ракету по лайнеру, находились сотрудники ФСБ.