Euronews

В суде по делу Льюиса Либби, бывшего главы администрации вице-президента США Дика Чейни, в понедельник была представлена аудиозапись разговора 13 июня 2003 года журналиста Боба Вудворта и бывшего замглавы Госдепа США Ричарда Армитажа.

Судя по записи, распечатку которой приводит ABC News, именно Армитаж сообщил Вудворту информацию о том, что Валери Плэйм, жена одного из бывших послов США в Африке, работает на ЦРУ.

При этом Армитаж утверждает, что не знал о том, что Валери Плэйм на тот момент работала в ЦРУ под прикрытием. Бывший замглавы Госдепа США ранее уже брал на себя ответственность за раскрытие имени агента ЦРУ, настаивая, что сделал это случайно.

Отметим, что в распечатке аудиозаписи разговора имя Валери Плэйм прямо ни разу не называется.

Гособвинитель Патрик Фитцджеральд также сообщил, что он был в курсе этого разговора Армитажа с Вудвортом, однако, продолжил дело в отношении Льюиса Либби, чтобы выяснить, причастны ли к преступлению другие высокопоставленные чиновники.

Некоторые эксперты полагают, что раскрытие имени агента ЦРУ Валери Плэйм было совершено Диком Чейни по личному указанию президента США Джорджа Буша. Причем, это было сделано в отместку мужу Плэйм - Джеймсу Уилсону за то, что он в 2003 году разоблачил лживые утверждения администрации президента Джорджа Буша о том, что иракское правительство Саддама Хусейна якобы закупает большое количество урана в Африке.

Дело длится в США с 2003 года, когда Льюис Либби заявил, что узнал о Плэйм и о том, что она является женой посла по особым поручениям от журналистов, а не от Чейни.

Гособвинитель Патрик Фитцджеральд считает, что Либби уничтожил вещественные доказательства и дал ложные показания, выгораживая своего патрона - Ричарда Чейни. По его мнению, это было "очевидной ложью", поскольку Либби уже обсуждал этот вопрос как внутри Белого дома, так и за его пределами. "Нельзя узнать в четверг то, о чем ты знал еще в понедельник", - сказал обвинитель.

По словам обвинителя, в 2003 году Чейни рассказал Либби, что Валери Плэйм работает на ЦРУ, а Либби передал эту информацию журналистам. После опубликования этой информации началось федеральное расследование. Как утверждает Фитцджеральд, Либби уничтожил записку своего шефа в сентябре 2003 года прямо перед тем, как он дал первые показания ФБР.

По этому делу перед следствием пришлось предстать даже президенту США Джоржу Бушу. В июне 2004 года Буш в течение 70 минут отвечал на вопросы следователя, который вел дело об "утечке" в СМИ секретных сведений.

Ранее телекомпания CNN сообщала, ссылаясь на данные прокуратуры, что Либби признался в том, что разрешение на обнародование сведений о жене опального дипломата он получил от самого Буша, переданное ему через Ричарда Чейни.

В документах прокуратуры, на которые ссылается CNN, говорится: "Вице-президент сообщил ответчику, что президент специально разрешил ответчику раскрыть определенную информацию из "Национальной разведывательной оценки". Что это была за определенная информация - не уточняется и нигде прямо не утверждается, что Буш и Чейни были непосредственно причастны к раскрытию имени Плэйм.

В начале сентября 2006 года вину раскрытия агента взял на себя бывший замглавы Госдепа США Ричард Армитаж. Он признался, что по неосторожности раскрыл личность сотрудницы ЦРУ Валери Плэйм в беседах с двумя репортерами в 2003 году. Армитаж, сказал, что он полностью сотрудничал со следствием Фицджеральда. Он никогда не был объектом расследования и не нанимал адвоката.

Бывший второй человек в американском Госдепартаменте согласился поговорить с репортерами после того, как Фицджеральд освободил его от обещания сохранять конфиденциальность.

Напомним, бывший секретный агент ЦРУ Валери Плейм обратилась в суд с иском против вице-президента США Ричарда Чейни, бывшего руководителя его аппарата Льюиса Либби и советника президента Джорджа Буша Карла Роува в июле 2006 года.

Она обвиняет их в нарушении ее конституционных прав и вмешательстве в частную жизнь, поскольку в 2003 году в результате утечки информации в американской печати появилась информация о принадлежности Плейм к секретным службам. А в США раскрытие личности тайного агента расценивается как государственное преступление и может караться 10 годами тюрьмы. Собранные впоследствии сведения позволили предположить, что у истоков преднамеренной утечки информации стояли Карл Роув и глава администрации вице-президента США Льюис Либби.

Сторона защиты настаивает на том, что Либби был использован как "козел отпущения", для отвода подозрений от ближайшего политического советника президента Джорджа Буша Карла Роува.