Global Look Press

С оценкой итогового доклада Межгосударственной авиационной комиссии (МАК) по авиакатастрофе под Смоленском в четверг намерен выступить премьер-министр Дональд Туск. Он срочно прервал отпуск и уже вернулся в Варшаву. Специальную пресс-конференцию, посвященную отчету МАК, он проведет совместно с главой МВД Ежи Миллером, передает "Эхо Москвы".

Между тем оценки польских политиков, уже прозвучавшие публично, колеблются от ошибочности доклада до издевки над Польшей. Впрочем, несмотря на столь радикальные отзывы, эксперты уверены, что катастрофического разрыва отношений за разногласиями из-за доклада МАК не последует. Обзор наиболее актуальных статей российской прессы об отчете предлагает портал "Заголовки.Ru".

Иностранная пресса считает, что Польша хотела, чтобы РФ взяла часть вины на себя, но на открытый конфликт не пойдет ни одна из сторон. Москве необходимо упрочить связи с Польшей, чтобы таким образом стать ближе к Евросоюзу, а Варшава, в свою очередь, не хочет, чтобы ее считали истеричной противницей Кремля, пишет The Financial Times.

"Польская сторона признает, что в значительной мере виноваты пилоты, но хочет учесть и любые возможные ошибки авиадиспетчеров. Польша также утверждает, что российские диспетчеры имели право запретить посадку самолета", - цитирует статью InoPressa.

И хотя официальные лица обеих стран еще несколько месяцев назад признали, что причиной катастрофы стало решение идти на посадку в неблагоприятных погодных условиях в аэропорту, где имелось лишь самое примитивное навигационное оборудование, Польша все же ожидала, что Россия в какой-то мере признает общую вину за это решение, считает The Wall Street Journal.

WSJ: Сотрудничество Польши и России прервалось еще в мае

Кроме того, польская сторона недовольна Россией из-за того, что она не слишком торопится сотрудничать в расследовании причин авиакатастрофы. В частности, по мнению издания, доклад МАК продемонстрировал, что взаимодействие между РФ и Польшей прервалось вскоре после трагедии.

Так, польские следователи направили свои комментарии России 19 декабря, повторив запросы об информации по процедурам и соответствию провинциального и примитивного аэропорта под Смоленском российским стандартам. Запрос не был удовлетворен. Кроме того, из документа за 19 декабря становится ясно, что комитет прекратил отвечать на большую часть запросов Польши о предоставлении информации еще в мае, пишет The Wall Street Journal.

Представитель польского правительства при МАК Эдмунд Клих назвал представленный накануне доклад "неполным", так как, по его мнению, необходимо опубликовать разговоры не только пилотов, но и диспетчеров в Смоленске и Москве, чтобы посмотреть, не подвергались ли они давлению, пишет французская Le Monde. Видеозапись из диспетчерской Смоленска-Северного российская сторона так и не предоставила.

При этом еще в комментариях к предварительному варианту доклада польские власти написали, что записи с борта самолета не доказывают, будто государственные деятели, летевшие этим рейсом, приказали летчикам совершить посадку. Также польская сторона отметила, что РФ не предоставила доказательств наличия алкоголя в крови главкома ВВС.

В итоге в письме польской стороны от 19 декабря, отвергающем выводы России, сказано, что российским авиадиспетчерам следовало закрыть Смоленск-Северный и отправить самолет в другой аэропорт. Конечная ответственность в нем возлагается на начальника аэропорта, допустившего, чтобы экипаж, проигнорировавший рекомендации, все-таки попытался зайти на посадку.

Между тем министр внутренних дел Польши Ежи Миллер отметил накануне, что российская сторона учла все комментарии, которые были сделаны к проекту доклада, однако далеко не все они получили отражение в итоговом отчете.

Польский журналист обвинил Ярослава Качиньского в использовании трагедии в своих целях

Обозреватель польской газеты Gazeta Wyborzca Мартин Войцеховский считает итоговый отчет МАК по катастрофе достаточно объективным и подробным. Такое мнение он выразил в эфире радиостанции "Эхо Москвы", передает ИТАР-ТАСС.

"Такой реконструкции последних минут этого полета еще не было", - отметил Войцеховский. Однако, с его точки зрения, "в Польше есть политики, которые будут до конца придерживаться каких-то конспирологических версий и стараться использовать эту трагедию в своих целях". В частности, этим польский обозреватель объясняет заявление брата Леха Качиньского Ярослава Качиньского о том, что доклад МАК "является издевательством над Польшей и жертвами авиакатастрофы".

Войцеховский выразил надежду, что люди, которые "стараются смотреть более рационально на то, что произошло", проанализируют "реальность конкретных аргументов, в том числе экспертов МАК, и не станут прислушиваться к эмоциональным выступлениям политиков".

Эту точку зрения поддерживал ранее другой эксперт, редактор по безопасности полетов журнала Flight International Дэвид Лермонт. "Я думаю, что реакция поляков на отчет россиян будет, несомненно, "замутнена" эмоциями, которые вызывает у польского народа это событие", - отметил он.

Вместе с тем Лермонт отверг аргумент Польши о том, что диспетчер должен был запретить посадку пилоту. "Диспетчер не может запретить пилоту тот или иной маневр, - рассказал он. - Они могут только что-то рекомендовать, но запрещать не могут".

Напомним, что согласно выводам МАК причинами авиакатастрофы стала недостаточная подготовка польских пилотов, принявших решение идти на посадку в сложных погодных условиях, и психологическое давление президента и главкома ВВС, который к тому же находился в состоянии алкогольного опьянения.

Экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром, считают в МАК. В качестве свидетельства российские эксперты приводят фразу штурмана о Качиньском: "Он взбесится!".

Что касается главкома ВВС Бласика, то, как пояснил в ходе пресс-конференции председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, его безучастие также оказало влияние на принятие командиром воздушного судна решения о продолжении захода на посадку.

Непринятие экипажем самолета польского президента Леха Качинского решения об уходе на запасной аэродром стало непосредственной причиной авиакатастрофы под Смоленском, заявила глава МАК.