Reuters

Экс-совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин, уехавший из Москвы в Лондон в 2009 году и позже обвиненный российскими властями в похищении и шантаже, рассказал The New York Times о том, как за ним следили шпионы из РФ какое-то время после переезда. Статью под названием "Когда противники Путина хлынули в Лондон, его шпионы последовали за ними" цитирует InoPressa.

По словам Чичваркина, наблюдая за ним, двое-трое неизвестных часами стояли в нескольких десятках метров от его дома и лузгали семечки подсолнуха. "Штирлиц прибыл", - вспоминает бизнесмен.

Несмотря на это, по словам Чичваркина, в Лондоне он чувствует себя намного безопаснее, чем в Москве, особенно после убийства в 2015 году оппозиционера Бориса Немцова. Предприниматель отметил, что в Великобритании представители российских спецслужб более скованны в своих действиях. "В Москве они могут использовать оружие", - пояснил он.

Еще один известный противник Кремля - экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский, который, по данным СМИ, тоже планировал просить политического убежища в Великобритании (причем, как пишет NYT, он его получил в этом году), гуляет по Лондону без охраны, и его можно, к примеру, увидеть в очереди за кофе и сэндвичем в кафе Pret a Manger.

Обходится без охраны в Лондоне и еще один деятель российской оппозиции - Владимир Ашурков, некогда управляющий консорциума "Альфа-Групп", а ныне исполнительный директор Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Ашурков получил убежище в Великобритании в марте 2015 года и рассказал, что сначала у него был "период паранойи", но затем он научился "отдыхать" от этого.

"Я знаю, что российские спецслужбы способны совершать политические убийства в Лондоне или любой другой части мира, если в Москве принято такое решение. Но вы не можете думать об этом все время", - рассказал Ашурков.

Но, как отмечает NYT, не все бежавшие в Англию противники Кремля могут абстрагироваться от слежки и угрозы физического устранения. Недавнее дерзкое отравление двойного агента, экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, вынуждает быть "постоянно настороже".