В лондонском магистратском суде на Боу-стрит в четверг будет оглашен вердикт по делу об экстрадиции в Россию эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева. Решение вынесет судья лондонского магистратского суда на Боу-стрит Тимоти Уоркман, который также должен обосновать причины принятого им решения.
Решение будет вынесено до 13:00 по московскому времени - именно до этого срока действуют условия освобождения Закаева под залог.
Правительство России, которое выступает истцом в этом деле, предъявило Закаеву обвинения в убийствах, в том числе одного из двух захваченных в 1996 году православных священников, руководство бандформированиями, захватившими Заводской район Грозного, железнодорожный вокзал в Грозном, а также город Урус-Мартан. Среди статей уголовных обвинений в адрес Закаева значатся "убийство", "терроризм", "захват заложников".
Как заявил ранее в Лондоне российским журналистам заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский, британская сторона обеспечена всеми необходимыми материалами для решения вопроса об экстрадиции из Великобритании эмиссара чеченских боевиков, сообщает "Интерфакс".
Впрочем, адвокат Закаева Эдвард Фитцджеральд, в свою очередь, в ходе финальных прений 21 октября призвал не допустить выдачи Ахмеда Закаева в соответствии с пунктом 6.1.d британского Акта об экстрадиции 1989 года. По словам защитника, чеченскому эмиссару в России может грозить преследование в связи с его политическими убеждениями и национальной принадлежностью. "Целью запроса об экстрадиции является не наказание за преступления, а преследование и намерение наказать чеченского представителя",- утверждал адвокат эмиссара сепаратистов.
Ахмед Закаев был задержан 5 декабря 2002 года в лондонском аэропорту Heathrow, куда он прибыл из Дании. Его задержание было проведено на основании международного ордера в связи с предъявленными ему российской стороной обвинениями в совершении преступлений на территории России. Однако затем масхадовский эмиссар, у которого полиция отобрала паспорт, был отпущен под денежный залог в 50 тыс фунтов стерлингов, внесенный британской актрисой Ванессой Редгрейв.
В настоящее время Закаев проживает с семьей в престижном лондонском районе Челси.
Адвокаты Закаева строили его защиту на двух британских законах. Один из них запрещает экстрадицию за преступления политического характера. Второй запрещает экстрадицию, если преступнику на родине угрожает смертная казнь, пытки или он не может рассчитывать на справедливый суд.
Защите удалось выставить ряд авторитетных свидетелей, в том числе бывшего секретаря Совбеза Ивана Рыбкина и депутата Госдумы Юлия Рыбакова. Прибывшие в Лондон два свидетеля обвинения (на их показаниях, в частности, были основаны претензии Генпрокуратуры к Ахмеду Закаеву) взяли свои слова обратно, заявив, что они оговорили подсудимого под давлением и пытками.
По мнению большинства британских комментаторов, Генпрокуратура России показала свою некомпетентность и плохую подготовленность к процессу. Представляющим ее британским прокурорам приходилось очень часто запрашивать Москву по многим эпизодам дела и подолгу ждать ответа.
Если судить по прецедентам, таким как предоставление убежища Борису Березовскому и его коллеге Юлию Дубову, то и у Закаева сохраняются неплохие шансы получить политическое убежище.