YouTube

Суд над гражданами Украины, России и Белоруссии, задержанными в Ливии, продолжится 1 мая, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на сотрудника посольства России в Ливии Ильи Самонина. Повстанцы в Ливии задержали двух россиян, Владимира Долгова и Александра Шадрова, в конце августа прошлого года в составе группы из троих белорусов и 20 украинцев в разгар боев за Триполи. Их обвинили в том, что они ремонтировали технику армии свергнутого лидера страны Муаммара Каддафи.

По данным пресс-секретаря МИДа Украины Александра Дикусарова, 16 апреля в Триполи прошло третье заседание по делу задержанных граждан СНГ. На нем присутствовали все задержанные граждане Украины, посол Украины в Ливии и консул. Сторона обвинения в очередной раз зачитала обвинение задержанным и спросила, согласны ли они с ним. Все они отвергли свою вину и не согласились с выдвинутым и против них обвинениями.

Дискусаров отметил, что в ходе заседания сторона обвинения попросила суд перенести рассмотрение этого дела в связи с необходимостью привлечь дополнительные материалы. С этой же просьбой к суду обратились и адвокаты задержанных, мотивируя свое желание тем, что им необходимо время на изучение материалов дела.

По словам дипломата, все граждане Украины чувствуют себя удовлетворительно, 17 апреля их навестят представители посольства.

Между тем ранее юридический консультант по международным вопросам украинской компании "Правозащита" Станислав Селиванов рассказал, что условия, в которых содержатся задержанные граждане СНГ, крайне тяжелые.

По его словам, пленники содержатся в складском помещении, переоборудованном под тюрьму. Там отсутствуют элементарные условия гигиены, пребывание в таких условиях столь длительное время уже начало сказываться на здоровье заключенных. У многих открылись хронические заболевания, начали выпадать волосы и крошиться зубы из-за некачественного питания и воды.

Граждане России, Украины и Белоруссии - всего 27 человек, работавших на совместном российско-ливийском нефтяном предприятии "Дакар" - были задержаны повстанцами в конце августа 2011 года во время боев за ливийскую столицу. Поначалу их называли снайперами-наемниками, воевавшими на стороне Каддафи. Однако позже выяснилось, что у "снайперов" не было оружия, а примерно половина из задержанных - люди пожилого возраста, едва ли пригодные к военной службе.

В настоящее время в плену остаются 25 из них - двое россиян, трое белорусов и 20 украинцев (по другим данным, 22 или 19). Еще двоих граждан Украины, включая единственную захваченную женщину, недавно отпустили на родину.

При этом если украинская сторона предпринимает какие-то видимые шаги по вызволению своих соотечественников из плена, поведение российских дипломатов вызывает ряд вопросов. Российский МИД долгое время отказывался комментировать СМИ сообщения о суде над россиянами в Ливии, как и посольство Ливии в Москве.

Только в начале апреля МИД РФ официально подтвердил факт задержания россиян в Ливии. Судя по всему, начавшийся процесс стал полной неожиданностью для Москвы - власти Ливии до последнего момента уверяли дипломатов, что россияне арестованы по ошибке и их дело до суда не дойдет, сообщил газете "Коммерсант" высокопоставленный источник в дипломатическом ведомстве.

По мнению экспертов, при помощи процесса новые ливийские власти осуществляют давление на Россию в связи с обострением ситуации в Сирии. По данным президента Института Ближнего Востока Евгения Сатановского, озвученным им газете "Коммерсант", в настоящее время идет переброска в Турцию боевиков из числа подразделений Переходного национального совета Ливии для удара по Сирии.

По словам же одного из задержанных россиян Александра Шадрова, дипломаты могли бы решить их проблему гораздо раньше. "Наверное, они ждали, когда какая-то власть тут будет, а им нужно было с командиром бригады, который нас держит под охраной, договариваться", - отметил он.

Как рассказывает один из задержанных, хороший адвокат мог бы запросто развалить выдвинутые против них обвинения, но на его услуги нужны деньги - примерно по 160 тысяч долларов на каждого обвиняемого. Мужчина утверждает, что расценки ему озвучил российский консул в Ливии, который тут же подчеркнул, что таких денег у них нет.