Euronews

В среду турецкий парламент начнет рассмотрение запроса правительства о получении разрешения на проведение военной операции на севере соседнего Ирака, сообщает газета "Время новостей".

Запрос был официально передан в понедельник. Поводом послужило то, что за две недели октября в приграничных районах свыше 30 турецких военнослужащих были убиты боевиками из числа турецких курдов, добивающихся автономии для курдского населения юго-востока Турции. В Турции считают, что боевики опираются на базы, расположенные в Курдской автономии Ирака по ту сторону границы.

Генеральный штаб турецкой армии уже разработал различные варианты операции, предусматривающие одну или несколько акций массированного и точечного характера. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, чья Партия справедливости и развития обладает большинством мест в парламенте, заявил "об искреннем желании того, чтобы резолюция никогда не была применена. Ее принятие не означает немедленного вторжения. Мы будем действовать в надлежащее время и при надлежащих обстоятельствах".

По словам премьер-министра, "единственная цель возможного вторжения – террористическая организация". Эрдоган не пожелал называть по имени запрещенную в Турции Рабочую партию Курдистана (РПК).

- Турецкие войска уже входят, а предприниматели уже уходят

Премьер-министр заявил, что "Турция до сих пор терпела и ждала, но не дождалась эффективных шагов от своих союзников – США и Ирака". Он имел в виду турецко-иракское соглашение о борьбе с терроризмом, подписанное в августе при посредничестве США. Соглашение исключало возможность турецкой трансграничной операции в Ираке. Но в сентябре турецкий спецназ ликвидировал нескольких командиров РПК на территории Ирака. Вслед за этим власти Курдской автономии Ирака заговорили о "временной неготовности" принять меры против баз, на которые опираются турецкие курды.

Иракские власти выступают против вооруженных действий турок на своей территории. Премьер-министр Нури аль-Малики во вторник призвал Анкару к "мудрости и терпеливости", сказав: "Мы уверены, что наши друзья в правительстве Турции хотят укреплять отношения с Ираком на основе невмешательства во внутренние дела друг друга и недопущения пагубного использования территорий двух стран". В турецкую столицу срочно прибыл вице-президент Ирака Тарик аль-Хашеми, который встретился с президентом Турции Абдуллахом Гюлем.

Европейский союз, в состав которого хочет войти Турция, а также США предупредили Анкару, что из-за вторжения Курдская автономия перестанет быть "самым стабильным регионом Ирака".

Государственная Дума Федерального Собрания России приняла во вторник заявление, в котором говорится: "политическому и военному руководству в Анкаре следует исходить из понимания того, что военная операция еще более дестабилизирует и без того напряженную обстановку в регионе" и выражается надежда на "мудрость, дальновидность и выдержку" турецких парламентариев. Ответственность за нестабильность в регионе российские парламентарии возложили на США и их союзников, отмечая, что "в последнее время всё громче звучат идеи так называемой федерализации иракского государства, а фактически его расчленения, порождая вопрос, не является ли это конечной целью военной операции США".

Заведующая сектором курдоведения и региональных проблем отдела Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения Российской академии наук Ольга Жигалина заявила: "У США двойственная политика: они давят на Турцию с тем, чтобы та приняла их курс в Ираке, и заигрывают с курдами для осуществления своего "плана Большого Ближнего Востока". Из многих источников известно, что США ведут тайные переговоры с РПК, объявленной ими же террористической организацией, чтобы подтолкнуть ее к военным действиям против ненавистного Ирана".

Турецкие войска уже входят, а предприниматели уже уходят

Тем временем, еще не получив разрешения парламента, армия уже пересекла границу, сообщает информационное агентство PRESS-UZ.info. Войска концентрируются в североиракской провинции Дахук. В аэропорту Бамерни, контролируемом турецкими войсками с 2002 года, наблюдается скопление военных грузовиков и танков. Проживающие в приграничных районах курды тем временем замерли в тревожном ожидании: "Мы надеемся, что турецкий парламент не даст разрешения на проведение армейской операции в зоне проживания курдов на севере Ирака. Курды настрадались и молятся, чтобы трагедии прошлого не повторились".

Турки, живущие на границе с Ираком, встревожены экономическими последствиями, которые неизбежно возникнут, если операция будет проведена. Ведь тогда контрольно-пропускной пункт Хабур, скорее всего, будет закрыт: "Возможная акция затронет как меня, так и людей, проживающих на юго-востоке Турции. Потому что тогда доходы региона резко сократятся", - заявил один из местных жителей.

Ряд комментаторов считают, что трансграничная операция в Северном Ираке может сыграть на руку Курдской рабочей партии (КРП): иракские курды, чьи отношения с КРП хоть и напряжены, могут увидеть в турецких военных общего врага, сообщает PRESS-UZ.info со ссылкой на EuroNews. По данным турецкой разведки, на иракской территории находятся несколько тысяч активистов КРП, совершающих вылазки в Турцию с целью организации терактов.

Азербайджанское информационное агентство APA, ссылаясь на выходящую в Лондоне на арабском языке газету "Аз-Заман", сообщило, что многие турецкие фирмы, работающие в Ираке, аннулируют заключенные ранее договоры, готовясь к возвращению в Турцию.

Уровень экономических связей Иракского Курдистана с Турцией и Ираном постоянно растет, и объем инвестиций этих стран в регион превысил 5 млрд долларов, в результате чего десятки тысяч местных жителей обеспечены работой. Но с тех пор, как турецкое правительство начало подготовку военной операции, 23 турецкие фирмы прекратили деятельность в этом регионе. Амруллах Туранлы, владелец "Grup 77", осуществляющей на севере Ирака самые крупные проекты, заявил: "Нет никакого смысла заниматься предпринимательской деятельностью в этом регионе. Мы, собравшись с друзьями, обсудили этот вопрос и пришли к решению покинуть этот регион. Мы не можем думать о деньгах в такой ситуации".

Из 500 иностранных компаний, функционирующих в Арбиле, неофициальной столице иракских курдов, 380 являются турецкими. Всего на севере Ирака работают 1200 турецких компаний, и 95% местного рынка находится под их контролем.