Кремль познал на практике, что исполнение желаний иногда может походить на опасное перевыполнение норм выработки советского периода. На этот раз Кремль превысил свою политическую квоту, планируя контроль над результатами парламентских выборов 7 декабря, пишет издание The Washington Times, перевод статьи которого публикует Inosmi.ru.
Он сокрушил либерально-консервативные партии - СПС и "Яблоко" - и создал еще одну лево-националистическую партию - "Родина", а другая российская националистическая партия - ЛДПР, удвоила свое присутствие в следующей думе.
Кремль выиграл выборы, поддержав своего фаворита, партию "Единая Россия", которая набрала достаточно мест, чтобы господствовать в одиночку. Но что волнует Кремль, так это видимость. Видимость политической стабильности и легитимности является сутью политического стиля президента Владимира Путина, пишет американское издание.
После выборов победители и проигравшие высказывают сожаление, что СПС и "Яблоко" не объединились, чтобы преодолеть 5-процентный порог для прохода своих кандидатов в следующую думу. Коммунисты сожалеют, что их диаметрально противоположные идеологии не будут в оппозиции в думе - и коммунисты останутся одни в противостоянии с Кремлем.
"Родина" и ее лидеры, Сергей Глазьев и Дмитрий Рогозин, получили от Кремля задание увести голоса у коммунистов. "Родина" в этом преуспела сверх всяких ожиданий - даже кремлевских. Для этого "Родине" пришлось атаковать либеральных консерваторов и их лидеров. Справедливости ради нужно сказать, что сутью всех выборов стали неустанные жестокие нападки на кандидата от СПС Анатолия Чубайса, который, по общему мнению, несет ответственность за появление в России сверхбогатых "олигархов" и за то, что миллионы россиян опустились ниже официальной черты бедности, пишет The Washington Times.
По мнению издания, Владимир Жириновский должен поблагодарить "Родину" за потрясающие результаты своей партии. Глазьев и Рогозин оказались такими спарринг-партнерами в теледебатах, которые помогли Жириновскому продемонстрировать свое умение остро пикироваться. В последние две недели избирательной кампании трио Глазьев-Рогозин-Жириновский активно состязалось перед публикой в телевизионный прайм-тайм, кто из них является самым "русским", самым патриотичным и самым популистским. На Жириновского риторика лидеров "Родины" действовала как "Виагра": он ее проглатывал и приходил в наилучшую форму. А тем временем коммунисты, СПС, "Яблоко" - все они оказались позабытыми.
А самым главным победителем, по мнению издания, стала партия "Единая Россия". Она не участвовала в теледебатах, но банальная выборная платформа "Единой России" - ничего сверх поддержки Путина - была вездесущей: она постоянно присутствовала в электронных СМИ, а вся страна была заполнена ее агитационной литературой. При этом опросы общественного мнения показывали, что "Единая Россия" является победителем в теледебатах. В российской политике, как представляется, наилучший способ агитации за свое дело - не показываться на телеэкране, пишет The Washington Times.
По мнению издания, превышение политической квоты поставило Кремль в неудобное положение. Полезность "Родины" уже исчерпана. Главной целью стратегии Кремля на парламентских выборах было обеспечение прохождения через думу законодательных инициатив президентской администрации. Этого Кремль достиг, но по ходу дела он сделал могущественной политическую партию, которая шла и выиграла на платформе националистической демагогии. Жириновский никогда не был для Кремля проблемой, но помощь законченному актеру в расширении его политической базы, пусть даже и непреднамеренная, порочит парламентскую победу Путина.
"Родина" и Жириновский выставили Путина в неприглядном свете. С учетом предстоящего президенту в марте переизбрания, Кремль сегодня занят исправлением тех неудобств, которые доставила президенту победа с превышением квоты.
Первое: "Единой России" было сказано, чтобы она разделилась на несколько партий. Эта уловка преследует цель ограничить коммунистов - по-прежнему являющихся в думе второй по численности фракцией - в вопросе занятия председательских кресел в думских комитетах. В придачу к этому "Единая Россия" намеревается продемонстрировать, что все прочие партии в следующей думе представляют собой второстепенные группировки по интересам. У "Единой России" будут собственные популистская, "левая", националистическая партии. Как господствующая в думе партия "Единая Россия" намеревается монополизировать возможно большую часть политического спектра.
Второе: что делать с лишенным представительства в думе либерально-консервативным электоратом? "Единая Россия" - гегемонистская партия, копирующая своего создателя и центр власти - Кремль. "Единая Россия", безусловно, попытается показать, что в ней есть либерально-консервативные элементы. Для "Единой России" и, если на то пошло, для самого Путина, гегемония заходит настолько далеко, насколько применим популярный американский лозунг "никого не оставлять позади".
Для того чтобы подкорректировать кремлевское головокружение от победы, те, кто руководит Путиным, кажется, решили воссоздать либерально-консервативную составляющую российской политики. После того, как они ее (случайно) уничтожили, а Глазьев, Рогозин и Жириновский стали друзьями "сопутствующего ущерба", Кремль, как полагают, заинтересован в том, чтобы создать либерально-консервативную версию "Родины". Эти надежды связываются с человеком по имени Алексей Чадаев из новой партии, которая называется "Новые правые", пишет The Washington Times.
Чадаев утверждает, что он сам по себе и не участвует в спорах, которые разделяют СПС и "Яблоко". Быть может, это правда, но его тесная связь с бывшим кремлевским спин-доктором и главой Фонда эффективной политики Глебом Павловским заставляет высоко подняться не одну бровь. Добавьте к этому заместителя генерального директора ОРТ Марата Гельмана, также в прошлом состоявшего в Фонде эффективной политики, который тоже потихоньку участвует в создании этой либеральной партии под эгидой Кремля. Известно, что Гельман был одним из центральных закулисных игроков в деле создания перед думскими выборами партии "Родина".
В самом деле, Кремль намеревается никого не оставить позади. Выборы и политические партии не имеют никакого касательства к демократии в России. Скорее, они служат делу легитимизации правления Кремля, заключает издание.