Польская сторона, как и было обещано ранее, представила свою версию крушения президентского Ту-154 под Смоленском, в котором погиб глава Польши Лех Качиньский. Ранее Варшаву не устроил итоговый отчет МАК об авиакатастрофе, так как в нем якобы не была отражена ответственность за трагедию российских диспетчеров, а вина полностью была возложена на пилотов.
На пресс-конференции в Варшаве министр внутренних дел и администрации Польши Ежи Миллер, возглавляющий польскую правительственную комиссию, расследующую обстоятельства катастрофы, представил версию произошедшего польской стороны, передает ИТАР-ТАСС.
"Диспетчеры действовали под большим давлением и совершили много ошибок, не оказав поддержки экипажу во время подхода на посадку в трудных погодных условиях", - такой вывод сделала польская правительственная комиссия.
"Мы представили документ, который говорит сам за себя. Нашу правоту защищают факты", - сказал о презентации Миллер. По его словам, "главная цель - избежать подобных событий в будущем".
- Ни российские, ни польские эксперты не считают вину диспетчеров доказанной
- МАК опубликовал переговоры диспетчеров
- Семья погибшего президента обвиняет Москву в организации авиакатастрофы
- Президент Польши просит разрешения у семей погибших посетить памятные мероприятия в Смоленске
- Путин завершил работу Госкомиссии по расследованию крушения
- Польша готовится перевезти обломки Ту-154 из РФ
- Версия авиакатастрофы МАК
Миллер представил видеореконструкцию событий 10 апреля на аэродроме "Северный" и рассказал о переговорах диспетчеров с контрольной вышки. Особую ценность представляет вторая часть видеосимуляции. На ней отчетливо слышны переговоры диспетчеров о погодных условиях, которые ухудшились внезапно.
Один из контролеров сообщает ведущему смены, что "видимость менее 500 метров, даже 300", "никто не ожидал, было безоблачно". В результате беседы принято решение разрешить снижение до ста метров (безопасная высота принятия решения) и в случае необходимости отправить самолет в аэропорт "Внуково".
Затем на записи фиксируется процесс снижения польского борта №1. За 15 минут до трагедии на записи слышна фраза диспетчера о том, что "все готово" и "прожектора включены", а также его информация для летчиков о процедуре приземления на "Северном". Позднее в диалоге прозвучало сомнение в успешном приземлении и принято решение отправить самолет на второй круг и предоставить экипажу возможность самостоятельно принимать дальнейшие решения.
Представитель комиссии, проводивший презентацию, подчеркнул неоднократно, что диспетчеры не вовремя давали команды пилотам и не информировали экипаж в минуты снижения, что самолет находится на неверной линии приземления. "Команда "горизонт" должна прозвучать ранее, а не когда борт находится ниже линии приземления на 70 метров", - сказал он. По его словам, за двесекунды до этой команды экипаж принял решение уйти на второй круг.
На пресс-конференции Миллера также прозвучало утверждение, что в08:33 диспетчерская башня аэропорта "Смоленск-Северный"проинформировала, что видимость составляет 800 м, в то время какпредставитель аэропорта сам утверждал, что максимальная видимостьсоставляет 200 м. Кроме того, он представил краткое сообщение о том, чтона аэродроме все готово к прилету президентского самолета. Не былоникакой информации о погоде, которая еще перед вылетом самолета изВаршавы была хуже всех минимумов.
Также на пресс-конференции было объявлено, что в 08:34, когдасамолет находился уже на высоте, на которой необходимо начинатьпроцедуру посадки, диспетчер спрашивает польских пилотов, приземлилисьли они уже на военном аэродроме, и также не последовало никакойинформации о погодных условиях, сообщает "Интерфакс".
Полковник на контрольной вышке переложил ответственность на экипаж
Полковник Краснокутский на контрольной вышке в аэропортуСмоленска предоставил возможность принимать решение оприземлении президентского Ту-154 экипажу. К такому выводупришли эксперты польской правительственной комиссии.
Среди слов диспетчеров на аэродроме прозвучало следующее: "Мы должны что-торешить". Позднее полковник сказал своему подчиненному: "Преждевсего, приготовь его на второй круг. На второй круг, и все!", ипотом: "Сам принял решение: пусть сам дальше".
На основе этих слов польские эксперты сделали вывод, чтоэкипаж был предоставлен сам себе. Впрочем, стоит отметить, что вопреки поступавшим ранее сообщениям стенограммы записей не будут опубликованы на официальном сайте ведомства.
Между тем в первой части видеореконструкции было продемонстрировано также движение Ил-76 на камерах видеонаблюдения, которые показывают, как низко он прошел под максимально допустимой отметкой и ушел на второй круг. Комментатор сюжета в этой ситуации обвинил диспетчеров в том, что, заметив самолет, они не дали команду "горизонт".
Кроме того, польская комиссия заявила, что посадка на смоленском аэродроме первого польского самолета Як-40 происходила якобы без разрешения от диспетчера, и на реконструкции, когда пилоту удается посадить самолет, слышны слова диспетчера: "Молодец", несмотря на то, что в таких сложных метеоусловиях должен был запретить посадку", отметил представитель комиссии.
По словам Миллера, "комиссия, исследующая авиапроисшествия, имеет одну цель - проанализировать все факторы, которые имели влияние на трагический исход того полета". "Это нужно для того, чтобы сделать выводы на будущее. Мы не ищем виновных. Только анализируем все обстоятельства и решаем, какие имели влияние, а какие нет", - отметил он.
В интересах "не только Польши, но и России, и всех, кто когда-либо будет садиться в Смоленске, сделать выводы из событий, которые произошли" 10 апреля под Смоленском, добавил Ежи Миллер.
Польша готовится перевезти обломки Ту-154 из РФ
Польша готовится транспортировать из РФ обломки самолета Ту-154 польского президента, сообщил генпрокурор Польши Анджей Серемет. Об этом он сказал на совместном заседании парламентских комитетов польского Сейма по защите национальной справедливости, прав человека и инфраструктуры, посвященном окончательному отчету технической комиссии МАК по авиакатастрофе, передает РИА "Новости".
Серемет не назвал возможных сроков начала такой операции. По его словам, Польша получила согласие на еще один приезд польских следователей в Россию в начале февраля.
В свою очередь главный военный прокурор Кшиштоф Парульский заявил на заседании, что Польша в ближайшие недели рассчитывает получить от России еще одну партию документов - 30 томов - по катастрофе под Смоленском.
Ни российские, ни польские эксперты не считают вину диспетчеров доказанной
Выдергивая отдельные фразыиз переговоров в диспетчерском пункте, польская сторона нереконструирует происходившие события, а извращает их суть. Так выводы польской комиссии прокомментировал источник, близкий к ходу расследования.
Для примера он привел данные о том, как в реальности обсуждался заход на посадку польского Як-40:
09:08:45 - Як-40: польский 031, разрешите заход на посадку
09:08:51 - руководитель полетов: 031, выполняйте заход удаление 16
09:08:57 - руководитель полетов: разрешил
09:08:59 - Як-40: разрешил, 031
09:09:03 - руководитель полетов: разрешил 031, я "Форсаж"
Эксперт посоветовал польской стороне аккуратнее обращатьсяс объективными данными, не допускать их передергивания.
Что касается захода на посадку российского самолета Ил-76, российский диспетчер, как можно увидеть из разговоров в диспетчерском пункте, давал уже известную всем команду "посадка дополнительно" - что означает посадка не разрешена, а также сказал о необходимости ухода на второй круг, заявил эксперт, близкий к расследованию, ИТАР-ТАСС. "Как-то некрасиво на польской пресс-конференции получилось", - сказал эксперт, комментируя пресс-конференцию главы МВД Польши.
Стоит отметить, что польские эксперты также не считают, что приведенные данные свидетельствуют о вине диспетчеров. Секретарь польского авиационногосовета инженер Томаш Хыпки заявил в интервью радиостанции "Голос России", что информация главы МВД Польши ЕжиМиллера не содержит принципиально новых моментов по сравнению с отчетомМАК об обстоятельствах катастрофы самолета президента Леха Качиньского.
"Доклад (Ежи Миллера) не привел никаких существенных деталей,которые могли бы свидетельствовать о том, что российские диспетчерысознательно ввели в заблуждение экипаж самолета. Ведь они давалисведения экипажу только те, которые показывали приборы. Ведь они неговорили, что погода хорошая, в то время когда она была ужасная. Приэтой погоде посадки совершать было нельзя, категорически нельзя. И ониэто многократно повторяли. А решение о том, садиться или нет, моглапринять и обязана была принять польская сторона", - заявил Хыпки.
Он считает, что прояснением неясностей, оставшихся после отчетаМАК, должна заняться польская сторона. По его мнению, они касаются, в первую очередь, того, какпроходила подготовка "борта номер один" к полету. "Почемусамолет не отправился на запасной аэродром? Правда, недавно мы узнали отом, что один аэродром, который был в плане этого полета, был закрыт.Это свидетельствует о том, сколь плохо полет был подготовлен польскойстороной", - сказал Хыпки.
"Нельзя винить только русских, потому что онирусские, и обелять польских пилотов или политиков только потому, что ониполяки. Я это говорю как польский патриот. Мы должны навести порядок всобственной стране", - подытожил эксперт.
Баррозу: Польша не обращалась за помощью в расследовании в Еврокомиссию
Руководство Польши не обращалось в Еврокомиссию за помощью в расследовании авиакатастрофы президентского Ту-154 под Смоленском, заявил во вторник председатель Высшего исполнительного органа ЕС Жозе Мануэл Баррозу, выступая на правительственном часе на сессии Европарламента.
"В Брюсселе в курсе результатов проведенного недавно Россией расследования, нам также известно о существовании возражений по данному докладу с польской стороны, - отметил Баррозу. - Еврокомиссия готова предпринять на данном направлении все возможные шаги, входящие в ее компетенцию". Вместе с тем, по его мнению, "в настоящее время правовые возможности для вмешательства Еврокомиссии в это расследование минимальны".
Президент Польши просит разрешения у семей погибших посетить памятные мероприятия в Смоленске
Президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что хочет принять участие в памятных мероприятиях вСмоленске, сообщил в эфире польского телеканала TVN24министр канцелярии президента Польши Славомир Новак.
В то же время он отметил, что свое решение президент Польшипоставит в зависимость от позиции семей жертв катастрофы президентскогосамолета, разбившегося 10 апреля прошлого года. "Вопрос о памятных мероприятиях в Смоленске был одной из темпереговоров президента Коморовского с президентом РФ ДмитриемМедведевым", - сообщил министр канцелярии.
При этом он добавил, что "президентставит свое решение в зависимость не от политической ситуации впольско-российских отношениях, несмотря на то, что она, естественно,важна, но прежде всего от позиции родственников погибших в катастрофе".
Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны.
Межгосударственный авиационный комитет 12 января обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа, напоминает РИА "Новости".
Эксперты МАК пришли к выводу, что главной причиной падения самолета стал человеческий фактор - ошибки экипажа и давление на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Крушение произошло потому, что пилоты решили не уходить на запасной аэродром. Комиссия МАК также установила, что на действия экипажа мог повлиять находившийся в кабине главком ВВС Польши Анджей Бласик. Экспертиза показала, что Бласик был пьян в момент падения самолета. Также роковую роль сыграла слабая подготовка пилотов президентского самолета.
Польская общественность была возмущена выводами комиссии МАК, так как считает, что российская сторона уделила недостаточно внимания действиям смоленских диспетчеров и технической готовности аэродрома.
По словам Туска, Польша не подвергает сомнению основные выводы МАК, но при этом указывает на недостаток информации. Как считает польская сторона, среди причин катастрофы могли быть недостаточная оснащенность аэродрома в Смоленске, а также работа диспетчеров. В связи с этим Туск назвал окончательный отчет МАК "неполным". Он не исключил, что в ближайшее время между Москвой и Варшавой будут проведены встречи на наивысшем политическом уровне, в результате которых в перспективе должен появиться общий отчет.
Полный текст отчета (в формате .pdf) опубликован на сайте МАК.
Между тем глава Минтранса РФ Игорь Левитин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" подчеркнул, что не стоит противопоставлять версию МАК и польскую, отождествляя отчет МАК с мнением российской стороны. Он отметил, что доклад Межгосударственного авиационного комитета – это независимая оценка, поскольку в МАК входили представители российской и польской стороны. Установление причины крушения самолета польского президента Леха Качиньского, а также виновных возможно только в рамках уголовного дела, отметил министр.