facebook.com/anhar.kochneva

МИД Украины подтвердил в понедельник, что журналистка Анхар Кочнева, сумевшая сбежать из плена у сирийских боевиков, действительно возвратилась на Украину, сообщается на сайте внешнеполитического ведомства. Сама она уже выбирает международный суд для своих исков.

"МИД обеспечил возвращение 17 марта на Украину гражданки Анхар Кочневой, содержавшейся в заложниках на территории Сирии", - говорится в заявлении дипломатов. После прибытия в аэропорт "Борисполь" сотрудники МИДа помогли ей с размещением в Киеве. Женщина находится в удовлетворительном состоянии.

В МИДе утверждают, что со времени похищения Анхар Кочневой в октябре 2012 года украинскими властями был предпринят "исчерпывающий" комплекс мероприятий, направленных на ее освобождение. При этом захватчики Кочневой в конце февраля жаловались, что украинский МИД их игнорирует, и были готовы пойти на любые варианты, которые он им предложит, лишь бы он вышел с ними на связь. Вместе с тем ведомство обвинения в своей адрес опровергало и в свою очередь утверждало, что продолжает вести переговоры.

Освободившись из плена, Кочнева намерена обратиться в международный суд с иском против боевиков, которые удерживали ее, передает "Интерфакс".

"Я хочу обратиться в международный суд, пусть предъявят свои доказательства, из-за чего меня собирались убить. Я думаю, будут международные суды. Ведь любого человека можно просто так украсть, заставить сказать что угодно, а потом заявить, что он сам признался и мы его за это убили", - заявила журналистка в интервью агентству.

Кочневой известны все фамилии, а исков может быть несколько

Пока Кочнева не знает, в какой именно международный суд собирается обратиться, - она посоветуется по этому вопросу с юристами. По ее словам, есть хорошая перспектива выиграть суд, так как у боевиков нет доказательств ее вины. Кроме того, Кочневой известны фамилии тех, кто ее держал в плену, поэтому она знает, кому адресовать свой иск.

Кроме того, ранее Кочнева заявляла, что может подать в суд на катарский межарабский канал Al Jazeera: "Имеет смысл мне подать иск на Al Jazeera, потому что когда все журналисты всего мира просили, чтобы меня отпустили, эти звонили и говорили, мы запись сделали, но ее плохо слышно, пусть переповторит", - сетовала она.

Что касается дальнейших планов, то их у бывшей пленницы на ближайшие дни довольно много. "В Киеве я буду находиться два дня, поскольку мне нужно сделать паспорт, старый остался у бандитов, и сейчас я без документов. Второе - завтра, скорее всего, будет пресс-конференция, мы сейчас с послом Сирии будем решать этот вопрос", - рассказала Кочнева. После этого она планирует поехать в Москву к дочери и друзьям, а после вновь вернуться в Сирию.

"Мне могут дать какой-нибудь боевой орден за мужество"

"Мне сказали, что я должна выехать, т.к. я не имею права находиться в стране без документов с отметками о въезде. Сегодня меня вывозили через четыре государства. Выехали из Дамаска, днем в Ливане, утром в Стамбуле, сейчас на Украине", - рассказала Анхар Кочнева Life News в своем первом интервью на родине. По ее словам, она осталась бы в Дамаске, если бы не потеряла паспорт и любимую фотокамеру. Кроме того, у нее пропал телефон с важными контактами.

Анхар призналась, что очень устала и неважно себя чувствует, однако настроена активно: при первой возможности она планирует вернуться в Дамаск, который несмотря ни на что любит и считает родным городом. "Некоторые правозащитники поговаривают о том, что мне могут дать какой-нибудь боевой орден за мужество. Было бы приятно. В информационной войне тоже убивают, и боевой орден, считаю, за это положен", добавила она.

Ее книга - путеводитель по Каиру - должна была выйти осенью, и даже находясь в плену, она вносила в нее последние правки. Кочнева надеется, что ее первая книга выйдет через месяц, а попутно планирует и вторую - ее основой послужат заметки, которые она делала в в своем "Живом "журнале", находясь в плену.

Думала и о самоубийстве, но чувствовала ответственность перед своей миссией

Журналистка поведала, какие чувства испытывала во время переговоров боевиков с украинскими властями. "Я бы не хотела, чтобы за меня заплатили деньги, которые пошли бы на закупку вооружений, ведь этим оружием были бы убиты люди. Я бы хотела выйти, как предполагалось изначально, в обмен на заключенных. Тогда люди получили бы свободу. Был вариант в переговорах с гуманитарной помощью. Это было бы нормально. Но менять мою жизнь на жизни сотен других людей неправильно. Я даже говорила бандитам, которые меня охраняли, что я не хочу этого", - рассказала она.

Она призналась, что даже подумывала о самоубийстве: хотя понимала, что в любой авраамической религии самоубийство - это грех, но здесь, по ее словам, это было бы самоубийство во благо, для предотвращения большего греха. С другой стороны журналистка помнила об ответственности, о миссии, которую взяла на себя, - открыть людям правду о том, что на самом деле происходит в Сирии.

"Я хотела выйти, чтобы рассказать всем, что там нет никакой свободы и демократии, никакой свободной армии. О какой свободе можно говорить, если с наступлением темноты они не выходят из дома потому, что охранники стреляют в каждую движущуюся тень?! Они сами сидят и вспоминают, какие были хорошие цены, как они раньше ездили в другие города. Но ребята, той страны, о которой вы тоскуете, нет! Вы сами ее уничтожили", - заключила Анхар.

До своего пленения Анхар Кочнева жила и работала в Сирии. Журналистка предоставляла материалы об этой неспокойной стране для различных российских и украинских изданий и телеканалов. Она выступала активной сторонницей правления Башара Асада. В своем онлайн-дневнике она позволяла себе весьма резкие высказывания в адрес боевиков, которые ведут войну против армии Асада.

Боевики Свободной сирийской армии захватили журналистку в октябре 2012 года. 7 и 28 ноября в интернете появились два ее видеообращения, в которых она заявляет, будто работала в Сирии на спецслужбы, и просит украинские и российские власти выполнить требования похитителей. За ее освобождение требовали большую сумму денег, шла речь о выкупе в размере 50 млн долларов.

Злоумышленники угрожали казнить украинку, если их требования не будут выполнены до 16 декабря, но потом отложили расправу, дав украинским дипломатам еще один шанс, несмотря на то, что те "вели себя несерьезно, не выполняли обещаний, ничего не делали, чтобы освободить Анхар". В начале 2013 года повстанцы сообщили родственникам похищенной, что готовы снизить сумму выкупа до 300 тыс. долларов. 11 марта ей удалось освободиться из плена: женщина прошла 15 километров, пока не встретила людей, которые довели ее до дружественных военных. Вначале она достигла Дамаска, оттуда уже добралась на родину.