Ликвидаторы на японской АЭС "Фукусима-1" находятся в состоянии стресса от переутомления, тяжелых условий труда, многие из них сами потеряли близких и имущество в результате землетрясения и цунами 11 марта.
Это показало обследование, которое провел среди сотрудников атомной станции профессор Университета "Эхимэ" Такэси Танигава, который как специалист по социальной медицине уже почти 20 лет консультирует работников объекта.
На сей раз он в течение нескольких дней опрашивал этих людей на АЭС "Фукусима-2", где ночуют около 200 участников аварийной операции на расположенной в 10 км к северу аварийной "Фукусиме-1". "Многие жалуются на трудности со сном, говорят об опасности депрессии или даже смерти от переутомления", - рассказал врач. Работники страдают и от ощущения своей личной вины за аварию на станции, передает ИТАР-ТАСС.
В конце каждого трудового дня ликвидаторы проходят процедуры дезактивации. Они ночуют на полу гимнастического зала в спальных мешках. Ликвидаторам дают еду три раза в день, однако она очень однообразна - консервы и полуфабрикаты быстрого приготовления. Большинство работает вахтовыми сменами по четыре дня подряд, когда они не имеют даже возможности нормально помыться. Затем ликвидаторам дают два выходных.
"Более 80% работников раньше жили в пределах 20-километровой зоны вокруг АЭС, откуда сейчас эвакуировано население из-за высокого уровня радиации, - сказал профессор. - Некоторые люди потеряли родственников в результате цунами". Сейчас на выходные они вынуждены приезжать в эвакуационные пункты, где ютятся их семьи. Некоторые ликвидаторы жаловались, что там их оскорбляют как работников компании, ответственной за выброс радиации и страдания людей из зараженной зоны.
"Эти люди не могут нормально отдохнуть, - говорит профессор, - ни на атомной станции, ни в эвакуационных пунктах". Они находятся в состоянии хронического стресса, который может привести к ошибкам на работе и к болезням в будущем.
Профессор Танигаки полагает, что для ликвидаторов с учетом длительности их задачи должен быть выработан особый режим медицинского надзора и психологических консультаций.