Президент США Барак Обама в начале своего первого срока обещал странам БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) развивать отношения. Однако в настоящее время в диалоге Штатов с каждой из этих стран есть серьезный разлад. Ярким примером этого является голосование в ООН в прошлом месяце: четыре из пяти государств воздержались, когда пятую страну - Россию - осуждали за присоединение Крыма.
Кроме того, в следующем месяце Индия, скорее всего, выберет в качестве нового лидера оппозиционного главу штата Гуджарат Нарендра Моди. Ему с 2012 года - после антимусульманского погрома - запрещен въезд в Штаты. Сам политик, понятно, относится к США неприязненно - заявляет, что не имеет никакого желания посещать Америку, и готов присутствовать только на заседаниях ООН в Нью-Йорке. Почему США теряет влияние на БРИКС, пыталось проанализировать издание The Financial Times.
Отчасти такая ситуация была неизбежна, пишет газета. Что касается России - в начале своего первого срока Обама призвал к "перезагрузке" отношений с Москвой и получил теплый прием у тогдашнего президента России Дмитрия Медведева. "К несчастью для Обамы, Украины, Pussy Riot и многих других, на пост президента вернулся Владимир Путин. Вряд ли в этом можно обвинить президента США. С тех пор все пошло под откос", говорится в статье, которую цитирует InoPressa.
Отношения с Китаем также пошли "не туда". В первый год своего президентства Обама отправился с визитом в Китай, где предложил Пекину глобальное партнерство для совместного обсуждения мировых проблем. "Увы, китайцы не почувствовали себя готовыми решать на глобальном уровне те проблемы, с которыми им не удается справиться дома", отмечает FT. А объявленный Обамой на втором году президентства "поворот в Азию" был воспринят в Пекине как плохо завуалированная попытка укрепить военные союзы с его соседями. Издание напоминает, что на этой неделе Обама посетит азиатские страны - Японию, Южную Корею, Филиппины и Малайзию. Это первый за последние два года визит американского президента в Азию. Однако Китая в маршруте Обамы нет. Между тем антиамериканская риторика, звучащая из Пекина, с каждым годом становится все более жесткой, напоминает газета.
Ухудшение диалога с Бразилией более объяснимо, пишет The Financial Times, напоминая, что в 2009 году Обама затеял "большую игру", чтобы привлечь на свою сторону основные латиноамериканские страны - даже участвовал в саммите Организации американских государств в Тринидаде. Однако после того, как Эдвард Сноуден разоблачил Агентство национальной безопасности США, которое, в числе прочего, прослушивало телефоны первых лиц Бразилии, отношения двух государств "сильно похолодали".
То же самое можно сказать и об Индии. Если ранее Барак Обама называл покидающего свой пост индийского премьера Манмохана Сингха своим "гуру" и в 2009 году дал в его честь свой первый государственный обед, то сейчас "доброжелательность улетучилась". В прошлом году, напоминает газета, посол США в Индии Нэнси Пауэлл подала в отставку из-за грубого обращения с ней в Нью-Дели. Что будет, если политическим лидером в Индии станет "противник" Штатов Нарендра Моди - может быть, американцам в скором времени предстоит узнать. Издание предлагает все же выдать индусу американскую визу, если он встанет у руля.
Из всех членов БРИКС только про ЮАР можно сказать, что у нее хорошие отношения с Америкой. Однако близкими их тоже не назовешь. Во всяком случае, эта страна также отказалась осуждать действия России в Крыму, констатирует издание. Таким образом, отношения с БРИКС у США ухудшаются, во-первых, потому что мир приспосабливается к уменьшению американского влияния. "Америка безоговорочно сохраняет за собой крупнейшую военную силу в мире. Однако с каждым годом она становится чуть меньше", отмечает газета. Во-вторых, Обама "сместился" не в Азию, а в Америку - решил заняться "домашними делами". "И он всего лишь идет на поводу у настроений в государстве", сообщается в публикации. Однако в США ни одна из политических партий не прислушивается к желаниям Обамы, а, если верить рейтингам, общество давно перестало обращать на него внимание. Поэтому неудивительно, что страны БРИКС предпочитают вести внутренний диалог, отмечает издание.