Латвийским спецслужбам поручено найти утечку в Совете безопасности Латвии, благодаря которой российский предприниматель Борис Березовский заранее узнал о том, что власти страны намерены включить его в "черный список". Об этом сообщил в пятницу в интервью Латвийскому радио премьер-министр Латвии Айгар Калвитис.
По его словам, основное подозрение падает на бывшего министра внутренних дел Латвии Эрика Екабсонса, который подал в отставку непосредственно после того, как СБ Латвии принял решение рекомендовать МВД включить Березовского в "черный список" лиц, въезд которых в страну нежелателен.
"Необходимо выяснить, звонил ли Екабсонс Березовскому после заседания, - сказал премьер. - Если Березовский сразу же назвал меня лжецом, то у меня есть основания полагать, что он знал о моей аргументации, когда я предлагал внести его в "черный список".
"По моей информации Екабсонс звонил этой уважаемой персоне (Березовскому), и разгласил все, что говорилось на заседании СБ. Все это должна выяснить Служба защиты конституции (SAB)" - заявил Калвитис.
В связи со скандалом подавшему в отставку Екабсонcу коллеги по партии уже предложили сдать депутатский мандат. Если Служба защиты конституции подтвердит, что бывший министр разгласил Березовскому информацию о том, что конкретно обсуждалось на совещании СБ, то его может ждать наказание, так как вся информация звучащая на заседаниях СБ - государственная тайна.
О включении Березовского в список нежелательных лиц латвийские власти задумались после его второго в этом году визита в Латвию. С соответствующим предложением в Совет национальной безопасности (СНБ) обратился премьер-министр Латвии Айгар Калвитис.
Поясняя свою позицию, латвийский премьер в эфире телеканала LNT перед сегодняшним заседанием СНБ заявил: "Березовский неоднократно ставил своими визитами Латвию в неудобную ситуацию, и поэтому я буду выступать за то, чтобы его внесли в список "невъездных" персон".
Совет национальной безопасности возглавляет президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, которая незадолго до заседания также заявляла о необходимости "объективно оценить, способствует ли деятельность Березовского-Еленина интересам Латвии".
Позднее Совет национальной безопасности Латвии рекомендовал включить предпринимателя Бориса Березовского в список лиц, чье присутствие в Латвии нежелательно.
Если имя Березовского внесут в список, он больше не сможет приезжать в Ригу, которую он посетил за этот год уже два раза, каждый раз создавая напряженность в латвийско-российских отношениях.
Напомним, Березовский 21 сентября прибыл в Ригу вместе с братом президента США Джорджа Буша Нейлом, руководителем компании Ignite, а также другими предпринимателями. Вечером того же дня Россия потребовала выдачи Березовского, обвиняемого в мошенничестве в особо крупных размерах. Генпрокуратура Латвии отказала России в выдаче Березовского.
Во время последнего визита Борис Березовский заявил, что не опасается своего задержания в Латвии и экстрадиции в Россию по запросу Генпрокуратуры РФ. "Я нисколько не опасаюсь моего задержания в Латвии и экстрадиции в Россию", - сказал Березовский, комментируя запрос Генпрокуратуры РФ.
Его предыдущий приезд в Латвию в феврале также вызвал разногласия между Ригой и Москвой. 24 февраля Борис Березовский под именем Платона Еленина прибыл в Ригу и на следующий день на пресс-конференции изложил свои взгляды на латвийско-российские отношения и политическую ситуацию в России.
В начале марта Москва потребовала у Риги разъяснить причины , по которым объявленный в России в розыск Березовский не был задержан в Латвии. В российской ноте было указано, что Латвия, являющаяся членом Интерпола, "была обязана принять соответствующие меры и задержать Березовского". Однако латвийская погранохрана еще в день прибытия Березовского в Ригу указала, что оснований для чьего-либо задержания не было, так как человек по имени Борис Березовский границу Латвии не пересекал.
Латвийский МИД в ответ на ноту России указал, что Латвия не задержала и не выдала России Березовского потому, что тому присвоен статус политического беженца, и есть опасения, что в России он мог подвергнуться преследованиям по политическим мотивам.