Reuters

Тбилисский городской суд в пятницу признал виновными фоторепортеров, задержанных по обвинению в шпионаже, но назначил им условное наказание. Фотокорреспондента EPA Зураба Курцикидзе суд приговорил к трем годам условно, фоторепортеров Георгия Абдаладзе и Ираклия Геденидзе к четырем годам условно, а супругу Геденидзе Натию - к полутора годам условного срока, передает "Интерфакс".

Ранее в пятницу сообщалось, что главная прокуратура Грузии обратилась к суду с ходатайством о назначении фоторепортерам условного наказания без рассмотрения дела по существу. Прокуратура сообщила о том, что с обвиняемыми заключено процессуальное соглашение.

Прокуроры заявили, что фотографы в присутствии адвокатов "дали следствию информацию, которая представляет особую важность для безопасности Грузии". Они признали свою вину и рассказали "о секретных сотрудниках спецслужб РФ в Грузии, о людях, находящихся с ними на связи, а также о конкретных планах и задачах, намеченных этими службами, и о существующих методах и практике получения и передачи добытой информации", сообщало агентство "Новости-Грузия".

Кроме того, обвиняемые, по словам прокуроров, рассекретили организации, действующие в Грузии под прикрытием российских спецслужб. По данным грузинской телекомпании "Рустави-2", прокуратура передала в суд детальную информацию о том, насколько важны показания обвиняемых. Сотрудники ведомства предоставили общественности дополнительные доказательства виновности фотографов, "занимавшихся шпионажем в пользу России".

В минувший понедельник грузинские телекомпании показали в эфире предоставленные им прокуратурой на дисках без каких-либо комментариев видеозаписи признательных показаний фотокорреспондента Георгия Абдаладзе. В 16-минутной видеозаписи фотограф признается, что был завербован южноосетинским КГБ и российскими спецслужбами в 2002 году, когда был пленен цхинвальским КГБ.

"Сначала меня избивали и грозили убийством моей семьи. Я вынужден был подписать документ о сотрудничестве с осетинским КГБ. Потом меня передали российским военным, которые завершили вербовку", - заявил он. На записи фотокорреспондент признается, что несколько раз выполнял поручения российских спецслужб, встречаясь с их резидентами.

По его словам, это, в основном, были мелкие поручения и касались оказания мелких услуг движению "Грузия за рубежом" бывшего шефа госбезопасности страны, ныне скрывающегося в России, Игоря Гиоргадзе, которого нынешние грузинские власти обвиняют в терроризме и организации попытки государственного переворота в Грузии.

Позже, во время работы в парламенте Грузии, Абдаладзе, по его словам, получал стенограммы встреч председателя парламента Грузии и передавал их в Москву через своего коллегу, фоторепортера EPA Зураба Курцикидзе, также задержанного по делу о шпионаже. А после того, как он устроился работать в МИД, часто под предлогом технической проблемы проникал в комнату, где хранились стенограммы встреч министра иностранных дел, которые он передавал Курцикидзе.

Абдаладзе дал признательные показания последним из трех задержанных фотокорреспондентов. Его адвокат Эка Беселия сразу заявила, что признания были даны под давлением.

Дело фотографов-шпионов

Фотограф пресс-службы президента Грузии Ираклий Геденидзе, его супруга, фотограф Натия Геденидзе, фоторепортер европейского фотоагентства EPA Зураб Курцикидзе и фотограф Георгий Абдаладзе, который работал в издании "Алиа Холдинг", сотрудничал по контракту с МИДом Грузии и был стрингером Associated Press, были задержаны департаментом контрразведки МВД Грузии в ночь на 7 июля. Трое - Абдаладзе, Геденидзе и Курцикидзе - были помещены в предварительное заключение, а Натия Геденидзе - освобождена под залог в 10 тыс. лари (около 6 тыс. долларов).

МВД Грузии обвинило фоторепортеров в сотрудничестве с российским ГРУ. Им было предъявлено обвинение по статье 314 Уголовного кодекса Грузии – "Шпионаж". МИД России назвал задержание фотографов в Грузии антироссийской паранойей.

В качестве центральной фигуры по данному делу называется Курцикидзе, который, по данным следствия, был связан с сотрудниками ГРУ. По данным МВД, Геденидзе и Абдаладзе передавали Курцикидзе за денежное вознаграждение материалы, содержащие секретную информацию.

Министерство ранее распространило признательные показания Абдаладзе, Ираклия и Натии Геденидзе, а также записи телефонных переговоров Курцикидзе с Абдаладзе и Ираклием Геденидзе и частичное изображение секретных материалов, обнаруженных у задержанных.

Абдаладзе дольше всех отвергал предъявленные обвинения. В знак протеста он даже прибегал к сухой голодовке в течение двух суток. В свою очередь Геденидзе дал признательные показания следствию после освобождения своей супруги Натии.