Архив NEWSru.com

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) не готова отказаться от мониторинга соблюдения Российской Федерацией своих обязательств, которые она взяла на себя при вступлении в Совет Европы в 1996 году. Швейцарская газета Neue Zurcher Zeitung назвала доклад и резолюцию о ситуации с правами человека и с демократией в России, которая была принята в Страсбурге парламентариями из 46 стран, критическими, но дифференцированными. (Перевод на сайте Inopressa.ru.)

Заметным успехам в России пока что сопутствуют вызывающие опасения шаги в обратном направлении, отметили в своем обширном докладе оба содокладчика, британец Дэвид Аткинсон и немец Рудольф Биндиг. Так, возможность победы оппозиционных партий на выборах была осложнена, свобода печати ограничена, реального разделения властей не существует, а нарушения прав человека в Чечне продолжают оставаться безнаказанными.

Прогрессом признано сокращение числа заключенных. Однако условия содержания под стражей в большинстве случаев все еще остаются неприемлемыми. Поэтому Москва была осуждена Страсбургским судом по правам человека за негуманное обращение с одним из заключенных. Он вместе с еще 50 мужчинами был помещен в камеру площадью 40 кв. м. Во время многомесячного заключения этот человек тяжело заболел, пишет газета.

- ПАСЕ и Россия. История отношений
- Amnesty International: Контроль Совета Европы над соблюдением в России прав человека должен играть ключевую роль

По итогам доклада по мониторингу 2002 года, отмечается в нынешнем докладе, в стране были предприняты усилия по исправлению многочисленных ненормальных тенденций, которые могли создать угрозу политической стабильности и экономическому прогрессу.

В качестве примеров этих тенденций были названы коррупция, "сомнительная и нелегитимная приватизация", а также олигархический контроль над громадными экономическими активами и ресурсами России. Однако меры противодействия, которыми воспользовался Путин, не соответствуют нормам Совета Европы. Так, система взаимоконтроля высших органов государственной власти заметно ослабела в результате того, что президент получил возможность влияния на формирование Совета Федерации, одной из функций которого является контроль над деятельностью правительства и президента.

Через усиление зависимости судебных органов от правительства была подорвана и без того находившаяся в зачаточном состоянии независимость юстиции. Докладчики ПАСЕ также не могут согласиться с созданием Общественной палаты, которая должна олицетворять "взаимодействие интересов граждан, неправительственных организаций и органов общественного самоуправления" – задачи, которые обычно осуществляются парламентом, избранным демократическим путем. В связи с чеченским конфликтом от российского правительства, в частности, требуется, чтобы органы правосудия последовательно и в соответствии с законом преследовали лиц, виновных в нарушении прав человека, отмечает газета.

Ссылаясь на тенденциозное освещение последних выборов в средствах массовой информации, ПАСЕ требует положить конец непосредственному влиянию государства на СМИ и давлению государственных органов на журналистов. Без независимости и плюрализма СМИ свободные и честные выборы и, соответственно, демократия невозможны. Еще одну угрозу демократии Совет Европы видит в последних изменениях закона о политических партиях. Это касается повышения барьера для прохождения партий в российский парламент до 7%, запрета на создание выборных блоков, а также сокращения числа партий, которые должны быть представлены в Думе, с четырех до двух.

Россия при принятии в Совет Европы обязалась отменить смертную казнь до 1999 года, однако до сих пор действует лишь мораторий на ее исполнение. Поэтому в резолюции содержится напоминание о том, что на другие страны, которые не выполнили взятые на себя обязательства, были наложены санкции. Предложение установить крайний срок до января 2006 года и исключить Россию из ПАСЕ при его несоблюдении не нашло поддержки у большинства, поскольку Москва дала понять, что выполнит это "ключевое требование" Совета Европы не позднее весны.

Швейцарец Андреас Гросс заявил, что Совет Европы окажется несостоятельным, если он не предпримет все возможные шаги, чтобы привести Россию к демократии. Однако, как пишет швейцарская газета, Страсбург должен придерживаться дифференцированного подхода и не вести себя с этой страной так, будто это все еще Советский Союз. У русских раньше не было возможности научиться демократии, сказал Гросс, и за десять лет невозможно достичь превосходных результатов.

Напомним, по мнению российской стороны, в резолюции ПАСЕ есть как обоснованная критика, так и субъективные и предвзятые оценки. Представители российской делегации говорят, что Россия в последние годы добилась значительного прогресса в выполнении своих обязательств.

А глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев заявил, что не исключено, что Россия в 2006 году может сократить сумму взноса в бюджет Совета Европы. Он разочарован тем, что Ассамблея поддержала ряд поправок, которые являются для российской стороны "абсолютно не приемлемыми". Вместе с тем он не стал связывать вопрос по поводу возможного сокращения взносов в бюджет СЕ и принятие резолюции. "Это не санкции в отношении Совета Европы и не некое выражение разочарования - это реальная оценка положения", - констатировал он.

Платежи России в бюджет СЕ составляют 23 миллиона евро в год. По словам главы российской делегации, "статус главного плательщика нам никаких дополнительных преимуществ не дает". Более того, заметил он, те деньги, которые, в том числе, вносит в бюджет СЕ Россия, "используются нашими оппонентами здесь, чтобы в очередной раз устроить некие антироссийские дискуссии".

В свою очередь генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис заявил, что право России решать, оставаться ли ей крупным плательщиком в Совет Европы. "Россия должна сама решить, хочет ли она оставаться крупным плательщиком", - сказал он российским журналистам в Страсбурге в среду вечером. "Россия сама решила стать крупным плательщиком, вступая в Совет Европы", - сказал Дэвис. При этом генсек СЕ заверил, что никаких дискриминационных мер ни в отношении России, ни в отношении российских граждан, работающих в Совете Европы, не будет.