Reuters

Вопреки ожиданиям, армяно-азербайджанский саммит, проходивший при посредничестве России, завершился безрезультатно, сообщает "Эхо Москвы". От встречи Саргсяна и Алиева в Казани ждали принятия "дорожной карты" по решению карабахской проблемы. Однако в итоге саммит провалился. Стороны лишь отделались общими словами о "взаимопонимании".

"Главы государств констатировали достижение взаимопонимания по ряду вопросов, решение которых способствует созданию условий для одобрения основных принципов", - говорится в заявлении. В документе сказано, что участники встречи рассмотрели ход работы, проводимой в целях согласования проекта основных принципов.

Еще накануне казалось, что президент России Дмитрий Медведев близок к своему самому громкому внешнеполитическому успеху. К подписанию мирного соглашения все было готово.

- Минобороны Азербайджана: новая война за Карабах неизбежна
- МИД Армении: подписание договора по Карабаху сорвано из-за позиции Баку
- Встреча в Казани по Карабаху была напряженной, но продуктивной, считают в Баку

Единственное, что может омрачить триумф президенту РФ,— это неожиданные сюрпризы в момент самих переговоров, отмечал "Коммерсант". "Принципиальная готовность подписать документ у Баку и Еревана есть,— подтвердил накануне высокопоставленный источник в российском руководстве.— Однако итоговые решения и формулировки будут утверждаться непосредственно в Казани, так что от внезапных трудностей мы не застрахованы".

Российский президент занялся примирением Азербайджана и Армении вскоре после войны в Грузии. Тогда Запад активно обвинял РФ в использовании в своих целях замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, а потому Москва всячески старалась решить хотя бы один из них. Как рассказывали "Коммерсанту" российские дипломаты, сначала Россия попробовала восстановить территориальную целостность Молдавии, однако решить с наскока приднестровскую проблему не удалось. Именно после этого Кремль вплотную занялся карабахской темой.

В ноябре 2008 года Дмитрий Медведев организовал встречу президентов Алиева и Саргсяна, на которой они впервые за долгие годы подписали миролюбивое заявление (правда, без принятия каких-либо обязательств). С тех пор лидеры двух стран провели на территории РФ еще семь встреч в таком же формате. Так что саммит в Казани был уже девятой встречей в верхах менее чем за три года.

"Президент воспринимает карабахское урегулирование как личную миссию,— рассказал высокопоставленный источник в Кремле. — Мир в Закавказье отвечает коренным интересам России, так что мы будем продолжать наши посреднические усилия ровно столько, сколько потребуется". Накануне у Дмитрия Медведева был шанс объявить, что эта миссия практически выполнена.

В итоге президенты Азербайджана и Армении выразили признательность лидерам России, США и Франции, которые являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, "за их постоянное внимание к проблеме нагорно-карабахского урегулирования". Они высоко оценили личные усилия президента РФ по содействию достижению договоренностей, сказано в совместном заявлении.

Что планировалось подписать

Содержание документа, который планировалось подписать в Казани, стороны держали в строгой тайне. Однако, как рассказал "Коммерсанту" один из западных дипломатов, участвовавших в подготовке соглашения, его суть заключается в безоговорочном принятии Арменией и Азербайджаном так называемых мадридских принципов.

Эти принципы записаны в документе, принятом сопредседателями Минской группы по нагорнокарабахскому конфликту (в нее входят Россия, США и Франция) в декабре 2007 года на саммите ОБСЕ в Мадриде. По его словам, до недавнего времени Баку и Ереван устраивали лишь некоторые принципы — причем каждого свои. В Казани планировалось, что стороны, наконец, примут эти принципы целиком.

Решающий шаг, по словам источника в МИД РФ, был сделан на мартовской встрече господ Медведева, Алиева и Саргсяна в Сочи. Согласованные там принципы включают поэтапное движение к решению конфликта — своего рода "дорожную карту". Для начала должны были быть подписаны основные принципы урегулирования, после чего Армения и Азербайджан при посредничестве РФ, США и Франции начали бы работу над мирным договором.

Затем Ереван должен был вернуть занятые во время войны азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха, в том числе Физулинский, Агдамский, Джебраильский, Зангеланский, Кубатлинский и Кельбаджарский районы, а также 13 сел в Лачинском районе. Безопасность на этих территориях должны были поддерживать международные миротворцы. А в Лачинском районе был бы установлен коридор, связывающий Армению с Карабахом.

Правовой же статус Нагорного Карабаха через несколько лет определялся референдумом при условии возвращения беженцев. Главное же, по словам собеседника "Коммерсанта", знакомого с текстом документа, заключалось в том, что Баку и Ереван отказывались от использования силы для решения споров, причем в юридически обязывающей форме.

Если бы Ильхам Алиев и Серж Саргсян подписали эти принципы, в Казани действительно произошел бы прорыв. Впервые у Азербайджана и Армении появилась бы "дорожная карта" урегулирования одного из самых застарелых конфликтов на просторах бывшего СССР.

Карабахский конфликт начался в феврале 1988 года, когда населенная преимущественно армянами Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО) заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха.

Начавшийся вслед за этим вооруженный конфликт продлился до 12 мая 1994 года, когда вступило в силу соглашение о перемирии. В результате Азербайджан потерял контроль над Нагорным Карабахом и - полностью или частично - семью прилегающими к нему районами. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как Карабах не является стороной переговоров.