Reuters

Премьер-министр проголосовавшей недавно за независимость Черногории Мило Джуканович, в отношении которого в Италии ведется расследование по подозрению в причастности к контрабанде и связях с мафией, в интервью итальянской газете La Stampa (текст на сайте Inopressa.ru) рассказал о планах своей страны на ближайшее будущее.

По словам Джукановича, данное расследование является следствием путаницы, вместе с тем он с уважением относится к самостоятельности итальянской системы и признает необходимость того, чтобы следствие пришло к таким же выводам. "Я убежден, что это произошло из-за отсутствия четкого видения фактов... Этот имидж в прошлом десятилетии создал Белград, у которого всегда были очень тесные отношения с Италией, и посредством дипломатических инициатив, а также с помощью спецслужб Белград пытался дискредитировать нашу государственную политику именно в тот момент, когда мы прилагали огромные усилия, чтобы добиться независимости от Милошевича", - сказал он.

Дело в том, что в середине 1990-х годов Черногория выживала в условиях санкций и давления со стороны Сербии благодаря тому, что фрахтовала самолеты у некоторых организаций, занимающихся контрабандой. "Я повторяю: то, чем мы занимались в те годы, было совершенно законным и было продиктовано необходимостью выжить. К счастью, как только ситуация изменилась, мы начали сотрудничать с соседними странами и в первую очередь с Италией", - говорит Джуканович.

Признавая интересы России, которая является давним партнером России, Джуканович тем не менее заявил, что целью его страны является вступление в ЕС и НАТО.

Премьер-министр также сказал, что Черногория не намерена сдавать в аренду американскому флоту морскую базу в Боке Которской. Вместо этого страна близка к заключению договора с канадской группой о приватизации военно-морских судоверфей в Тивате, чтобы превратить их в причалы для больших яхт. "Мы также планируем вывести из Боки Которской наши войска, создав тем самым условия для развития туристической базы", - сказал Джуканович.

Джуканович выразился, что власти намерены превратить Черногорию в "адриатический Монте-Карло". "Мы осуществляем некоторые масштабные проекты: мы готовы заключить с одной сингапурской компанией договор об управлении туристическим центром в Свети Стефан, с немецкой группой - договор о создании 30 тысяч спальных мест в Велика Плаза, на так называемом Большом пляже", - сказал он.

Итальянское правосудие ведет расследование в отношении президента Черногории Мило Джукановича и ряда других высших чинов республики в связи с контрабандой сигаретами. Следователи, рассматривают период "мафиозной" деятельности Джукановича с 1990 по 2000 год.

По данным "Независимой газеты", то, что через территорию Черногории в соседнюю Италию, а далее по всей Европе нелегально отправлялись огромные партии сигарет, на Балканах было секретом Полишинеля. Сигареты транспортировались не без ведома руководства ряда табачных компаний, прежде всего американских.

Итальянские следователи считали, что половина валового национального продукта Черногории получалась благодаря контрабанде.

По данным следователей, десятки преступников пользовались в Черногории защитой государства. В конце 2000 года итальянцы арестовали одного из главарей мафии Франческо Прудентино. Согласно свидетельствам, представленным в итальянский суд, Прудентино передал Джукановичу 500 тысяч немецких марок "на постройку акведука". Те же свидетели говорят, что Прудентино владел борделем в столице Черногории Подгорице - прямо напротив правительственных зданий.

В марте 1998 года итальянцы арестовали главу полиции черногорского портового города Бар Васо Баосича. Он приговорен к двум годам тюрьмы за то, что в обмен на деньги, автомобили и яхты давал "крышу" итальянским преступникам в Черногории.

В декабре 1999 года прокуратура Неаполя возбудила иск против бывшего министра иностранных дел Черногории Бранко Перовича. Следователи, предоставившие записи телефонных разговоров министра, утверждают, что между 1992 и 1993 годами он участвовал в организованной контрабанде сигарет. Перович, однако, избежал судебного преследования, сославшись на дипломатический иммунитет.

Следователи имеют также данные об участии в незаконном бизнесе и других руководителей Черногории.