Япония имеет территориальные споры со всеми своими ближайшими соседями - Китаем, Россией, Тайванем, с Северной и Южной Кореями, причем эти конфликтующие претензии в основном восходят к ее имперскому прошлому столетней давности, хотя Токио настаивает на том, что у него нет амбиций по получению новых территорий, а это просто требование суверенитета над островами и окружающими их водами, издавна считающихся японскими, пишет сегодня англоязычная газета Гонконга The South China Morning Post.
Наиболее нестабильным является спор по контролируемым Японией островам архипелага Сенкаку (Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, который является предметом территориального спора между Токио и Пекином. Там ситуация заметно обострилась в последние недели, вплоть до угроз применения военной силы. Что касается территориального спора вокруг Курильских островов, который на протяжении 75 лет остается камнем преткновения в двусторонних отношениях, то тут аналитики и эксперты не видят вероятности никакого прогресса между Японией и Россией, цитирует гонконгскую газету издание InoPressa.
В прошлом Япония предлагала финансовую помощь жителям Курильских островов в попытке завоевать их поддержку в пользу идеи о передаче Токио контроля над этой территорией, хотя решимость местных жителей остаться в составе России в последние годы лишь крепла в результате инвестиций в регион со стороны Москвы. Озвучивались и предположения, что Россия могла бы вернуть два самых южных острова Японии, если та откажется от своих претензий на остальную территорию, но это предложение было отвергнуто.
В ситуации, когда японско-российские мирные переговоры застопорились, Москва стала активно наращивать на Курильских островах, которые именуются "северными территориями", свой военно-технический потенциал. На островах ныне размещены значительные военные средства, включая противокорабельные ракеты, современные истребители и новейшие системы радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В расквартированную на островах Итуруп и Кунашир 18-ю артиллерийско-пулеметную дивизию поступили на вооружение новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы "Леер-3" и базовые разведывательные БПЛА "Орлан-10". Кроме того, на дежурство заступили беспилотные самодвижущиеся разведывательные мини-транспортеры на гусеничном ходу. На Кунашире и Итурупе они появились впервые, хотя на других островах Курильской гряды начали развертываться еще с 2017 года.
Таким образом, как отмечает газета The South China Morning Post, вероятность того, что Япония захочет протестировать военную решимость русских, крайне мала, и точно также мала и вероятность возврата этих территорий при президенте РФ Владимире Путине. Как подчеркивает профессор международных отношений Токийского международного университета Акитоши Мияшита, вероятность того, что Путин согласится вернуть Японии острова, практически исключена, "хотя его можно было бы убедить проводить совместную разработку природных ресурсов в регионе". При этом профессор Мияшита указывает, что и Токио вряд ли согласится помочь в развитии островов, если не будет твердого обязательства по их возвращению. Такая позиция заводит обе стороны в тупик.
В свою очередь член Высшего совета Международного евразийского движения, экономист и политолог Михаил Хазин отмечает, что на примере территориального спора Токио с Москвой становится особенно заметным возобладание старой имперской идеологии Японии над новыми экономическими обстоятельствами. Учитывая, что своего сырья у Японии практически нет, ее экономические отношения с Россией могли бы быть очень хорошими. Но тема спорных островов неожиданно обрела в японской прессе новое звучание: так как надежд на диалог с существующим российским правительством нет, то следует способствовать его падению путем поддержки протестного движения в России, чтобы новые лидеры, придя к власти, передали Японии острова, пишут Новые известия.
Как отмечает Хазин, такая "новая стратегия" в вопросе по Курильским островам хорошо объясняется с точки зрения экономики и отношений Токио с Россией и США. Япония ориентирована на экспорт готовой продукции и импорт сырья. В отличие от Американской валютной зоны Евразийская валютная зона, в которую входит Россия, вскоре может давать Японии куда больше, и в части импорта, и в части экспорта. Но США абсолютно не выгодно какое-либо сближение РФ и Японии, поэтому очередная атака на потенциальное потепление между двумя странами (с потенциалом выхода на долгосрочное и успешное сотрудничество) вполне объяснима этими мотивами.
Отдавать острова Россия, разумеется, не собирается в любой ситуации, даже если положить этот процесс в основу договора о дружбе и сотрудничестве, и если возлагать надежды на "новых лидеров" России. Как напоминает издание, во-первых, даже сам Алексей Навальный не раз говорил о том, что Курилы отдавать нельзя, и такое решение - политическая смерть для любого российского деятеля, а во-вторых, история показывает, что такие "схемы" вообще плохо кончаются: достаточно вспомнить взаимодействие кайзеровской Германии с большевиками, и чем это в итоге закончилось для самой Германии.
Но заняться совместно с Японией хозяйственным развитием спорных территорий - тема перспективная. Как отмечает экономист Хазин, вообще, упор нужно делать на экономику, поближе к конкретным хозяйственным вопросам. Это особенно важно и перспективно в условиях нового экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, и грозящего все новыми опасностями. И чем сильнее будет кризис, тем больший эффект будет давать экономическое спорных территорий, а потом тема островов вообще исчезнет из поля зрения двух членов Евразийского экономического союза, резюмирует экономист.