В пятницу, 26 февраля, в центре Тбилиси до 10 тысяч человек перекрыли проспект Руставели и отправились шествием в сторону парламента Грузии.
На акции собрались представители оппозиционных партий, гражданского общества и неправительственных организаций, чтобы выразить свой протест против ареста лидера самой крупной оппозиционной партии страны "Единое национальное движение" Никанора Мелии и еще раз потребовать назначения досрочных парламентских выборов.
В шествии приняли участие как жители Тбилиси, так и жители регионов, которые специально прибыли в столицу, чтобы выразить свой протест. Основная часть протестующих собралась у здания Государственного концертного зала (Филармонии), где к ним присоединились сторонники разных партий. Оттуда колоннами люди направились к зданию парламента Грузии, где состоялась основная часть акции и было объявлено о дальнейших планах грузинской оппозиции.
У здания парламента лидеры оппозиции и активисты установили около десяти палаток. На место прибыли представители правоохранительных органов, потребовавшие немедленно демонтировать все установленные конструкции. Но как заявил член Единого национального движения Хатия Деканоидзе, палатки останутся, а проспект Руставели отныне становится центром политического движения, передает грузинская телекомпания "Рустави 2".
Оппозиция объявила о планах пикетировать парламент до 2 марта. Как говорится в совместном заявлении оппозиционных партий в адрес законодательного собрания, 5 марта состоится пикет администрации правительства Грузии, а на 9 марта намечен митинг перед зданием МВД республики. Кроме того, 11 марта пройдет митинг перед зданием Верховного суда. 13 марта вновь объявлен митинг перед зданием парламента Грузии, он пройдет под лозунгом "За свободу".
Как отметила одна из лидеров партии "Европейская Грузия" Елена Хоштария, "давление остается единственным оружием, которое мы можем использовать, чтобы заставить правительство серьезно задуматься о смягчении кризиса". "Пока правительство сосредоточено лишь на угрозах, шантаже и торговле, здесь будут проходить постоянные протесты", - пообещала Хоштария.
Экс-спикер грузинского парламента Нино Бурджанадзе, возглавляющая ныне партию "Единая Грузия - демократическое движение", назвала сегодняшнюю акцию у парламента "митингом предупреждения".
Председатель Лейбористской партии Грузии Шалва Нателашвили, также присутствовавший на акции протеста, подтвердил, что основным требованием оппозиции является отставка правительства. "Пока не будет отставки правительства, пока не объявят новые парламентские выборы и не освободят политических заключенных, мы будем стоять здесь и не уйдем", - заявил Нателашвили.
Политическая ситуация в Грузии обострилась после задержания 23 февраля Никанора Мелии, который является председателем партии "Единое национальное движение", основанной имеющим украинское гражданство экс-президентом Грузии Михаил Саакашвили.
Уголовное дело в отношении Никанора Мелии было возбуждено в июне 2019 года. Его обвиняют в организации и участии в массовых беспорядках 20 и 21 июня 2019 года, которые завершились попыткой штурма здания парламента. Мелия отказался выплачивать назначенный повторно денежный залог, и прокуратура потребовала, чтобы он был помещен в предварительное заключение на время следствия. В июне 2019 года суд освободил его под залог и обязал носить электронный браслет, однако в ноябре 2020 года на митинге против результатов парламентских выборов Никанор Мелия демонстративно снял с себя браслет и выбросил его. После этого прокуратура обратилась в суд с ходатайством увеличить размер залога до 70 тысяч лари (21 084 долларов), что Мелия делать отказался, заявив о политическом преследовании.
17 февраля Тбилисский городской суд удовлетворил ходатайство генпрокурора Грузии Ираклия Шотадзе об аресте Мелии. Сам лидер партии и его однопартийцы тогда заявили, что не намерены подчиняться вердикту суда, и забаррикадировались в штаб-квартире партии в ожидании спецназа МВД. Мелия не выходил из офиса ЕНД с 17 февраля. После этого премьер-министр Грузии Георгий Гахария объявил о своем уходе с поста. Это решение он объяснил разногласиями во власти по делу Мелии.