Ситуация в Саудовской Аравии – перестрелки силовых структур с боевиками "Аль-Каиды", пытающимися атаковать нефтяные объекты королевства, – это явное проявление борьбы за власть и влияние в мусульманском мире, которая приобретает глобальные масштабы. Эти атаки принципиально ничем не отличаются от тех, что совершались в Египте против туристов, в Турции и Марокко против местных еврейских общин или в Иордании, против иностранцев в целом. Не отличаются они и от катастрофических по последствиям действий исламистов в Алжире. Все эти действия имеют общую цель – нанести максимальный ущерб правящему режиму, пишет во вторник "Независимая газета".
В случае с Саудовской Аравией максимальный ущерб тождествен ущербу нефтяной инфраструктуре. Чем хуже – тем лучше, этот старый революционный принцип вполне применим и к событиям на Аравийском полуострове.
"Аль-Каида" – опасность номер один для королевской семьи Саудовской Аравии. И если фанатики джихада победят, семье не будет места на троне. В этом смысле не стоит исключать, что страна в ее нынешнем виде просто перестанет существовать, несмотря на то, что именно Саудовская Аравия на протяжении длительного периода поддерживала воинствующих исламистов, начиная с войны против СССР в Афганистане.
Саудовская элита не едина. Наиболее известное противостояние между представителями различных правящих кланов – детьми короля Фейсала и другими потомками Ибн-Сауда. Наследники убитого Фейсала – влиятельная группа, оппонирующая группе правящей. Известно, что ряд принцев погибли при очень странных обстоятельствах сразу после 11 сентября. Речь может идти как о взаимовлиянии "Аль-Каиды" и правящей элиты в недавнем прошлом, так и о том, что из-за претензий этой террористической организации на власть в самой Саудовской Аравии идет внутриполитическая борьба в настоящем.
Ситуация в Саудовской Аравии во многом отражает раскол во всем мусульманском мире. Вопреки призывам идеалистов, на протяжении всего периода своего существования исламская умма не была единой. Сегодня происходит ее исламистская глобализация, сопровождающаяся уничтожением или вытеснением соперников неосалафитского движения, частью которого является "Аль-Каида", пишет газета.
Главная борьба исламистов идет не против европейцев и американцев, даже не против Израиля, а за власть и влияние в самом исламском мире. В ходе реализации ими своего проекта глобализации в противостояние умеренных мусульман и экстремистов включаются те части исламского мира, которые никогда ранее не участвовали в религиозной борьбе, например, исламские страны Юго-Восточной Азии.
Если к власти в Саудовской Аравии придут экстремисты, сегодня пробующие королевский режим "на прочность", страна может распасться, заключает издание.