После того как телеканал ТВ-6 был лишен эфира, на следующий день его сургутскому партнеру пришлось заполнить образовавшуюся пустоту показом попугая, живущего в офисе телекомпании. Партнер ТВ-6 в Ставрополе заменил общенациональные новости музыкальными клипами. В Самаре на частоте канала зрители могли видеть и вовсе черный экран. "Он стал более знаменитым, чем "Черный квадрат" Малевича, - заявил президент самарского телеканала Виталий Добрусин. - Это для нас трагедия. В Москве пустоту по крайней мере заполняет спортивный канал. Но во всей остальной России нет ничего".
Об этом пишет в понедельник New York Times. Перевод статьи √ на сайте Inopressa.ru.
"Региональные телеканалы спешно пытаются заполнить пустоту, образовавшуюся в их трансляциях после того, как власти неожиданно отключили ТВ-6 от эфира. Эти телеканалы √ всего их 156 √ имеют контракты на покупку программ национального телеканала. Более мелкие телеканалы, финансовые ресурсы которых ограничены, сильно зависят от подобных договоренностей", - подчеркивает газета.
"Никто не считает, что это связано с бизнесом, - говорит Валерий Голубовский, генеральный директор Ставропольской вещательной корпорации √ холдинговой компании, которой в Ставрополе принадлежит два телеканала. - У нас заключены контракты с рекламодателями на два месяца вперед. Они заплатили реальные деньги. Что же нам прикажете теперь им говорить? Что в этом виноват кто-то в Москве?"
Телеиндустрия в России переживает период становления. Хотя телевидение уходят корнями в советское прошлое, оно зачастую являлось скорее средством контроля над общественным мнением, нежели бизнесом. Три крупнейших российских компании √ "Газпром", "ЛУКойл" и РАО ЕЭС √ используют свое влияние на редакционную политику телеканалов, которое дают им пакеты акций СМИ, для улучшения своего имиджа, а не ради извлечения прибыли, считают авторы статьи. Однако начало уже появляться и новое поколение региональных телеканалов. В целом сейчас в России √ во всех 11 часовых поясах √ действует около 600 телеканалов. Большинство из них находится в частных руках. Некоторые предлагают альтернативный правительственному взгляд на события в стране. "Это особенно важно в регионах, где правят губернаторы с диктаторскими наклонностями, например, в Красноярске и Свердловске".
В некоторых регионах "местные телеканалы играют исключительно важную роль и пользуются среди зрителей намного большей популярностью, чем национальные", подчеркнул российский тележурналист Владимир Познер, возглавляющий Ассоциацию телевидения России. Закрытие ТВ-6 наносит серьезный урон бюджетам большинства его региональных партнеров, зрительская аудитория которых составляет около 80 млн. человек, то есть более половины населения страны. Сургутская телекомпания √ исключение. Реклама приносит ей лишь 10% доходов, а остальные дает мэр богатого нефтяного города Сургут в обмен на позитивное освещение в эфире событий, связанных с компетенцией местной администрации. Другие телеканалы утверждают, что у них возникли серьезные проблемы.
"Никто не знает, что делать, - отметил Александр Карпов, генеральный директор красноярского телеканала Афонтово √ одного из трех крупнейших независимых региональных телеканалов. - Дополнительных программ запасено не было". По словам Карпова, всего за один месяц его канал потеряет около 15 тыс. долларов рекламных доходов. Возможно, для западных телевизионщиков эта сумма представляется небольшой, однако для телеканала Карпова это означает неплатежеспособность и, возможно, утерю контроля в пользу местного политика или руководителя.
Время работает против телеканалов. Чем больше они выжидают, тем больше денег теряют. В четверг правительство объявило, что выставит частоту вещания на конкурс, который состоится 27 марта. Хотя большинство не хотят искать новых партнеров √ команда журналистов, пришедшая на ТВ-6 прошлой весной, повысила рейтинг телеканала и способствовала увеличению доходов от рекламы для региональных телекомпаний, √ не все могут себе позволить такую роскошь.
По словам местных телеканалов, помимо денег они потеряли международную зрительскую аудиторию, которой так дорожили. Государственные телеканалы похожи друг на друга, в то время как другие частные общенациональные телеканалы, такие, как СТС, предлагают лишь развлекательные программы.
Создавшаяся ситуация напоминает Карпову старый анекдот о единообразии на телевидении в брежневские времена. В нем рассказывается, как советский гражданин включил 1-й канал, чтобы посмотреть вечерние новости, и увидел там бормочущего Брежнева. Он переключил телевизор на 2-й, а затем на 3-й канал и обнаружил там ту же самую картинку. Когда он переключился на последний телеканал, он увидел на экране генерала КГБ, грозящего ему пальцем: "Я тебе покажу, как переключать каналы".