Reuters

С неожиданным заявлением по поводу иранской ядерной проблемы выступил министр обороны ФРГ Франц Йозеф Юнг. По его словам, Иран имеет право на обогащение урана в мирных целях под контролем МАГАТЭ, как и все остальные страны мира.

Отвечая на вопрос журналистов, можно ли позволить Ирану обогащать уран под надзором Международного агентства по атомной энергетике, министр сказал: "Думаю, да. В предложениях (переданных Тегерану странами "шестерки" - прим. NEWSru.com) есть все варианты. Это означает, что гражданское использование атомной энергии возможно, однако не создание ядерного оружия. При этом необходимо задействовать механизмы мониторинга. Я думаю, что Иран поступит мудро, если примет такое предложение".

Таким образом министр косвенно подтвердил появившуюся в начале июня в The Washington Post информацию, что пакет предложений, переданный Ирану от имени пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии с целью преодоления кризиса вокруг иранской атомной программы, включает возможность для Тегерана обогащать уран на собственной территории. Вашингтон, как и остальные разработчики предложений официально не разглашают их содержание, дожидаясь ответа Тегерана.

Выдержки из интервью c Йозефом Юнгом опубликовало арабское издание Al Arab, в урезанном виде его также передало российское агентство ИТАР-ТАСС.

По мнению Юнга, тесный контроль со стороны МАГАТЭ любых действий Ирана по обогащению урана может дать необходимые гарантии мировому сообществу. "Инспекторы МАГАТЭ могут дать такие гарантии путем мониторинга. Это не проблема", - сказал он.

"Нельзя запретить Ирану делать то, что делают другие страны мира на основе международного права. Ключевым моментом является то, сделан ли шаг к производству ядерного оружия. Вот этого не должно произойти", - указал министр обороны ФРГ.

Это заявление выглядит странно на общем фоне сообщений западных СМИ, что страны "шестерки" предлагают Ирану ряд преференций в обмен именно на прекращение обогащения урана на своей территории. Детали предложений, переданных Тегерану в начале июня, не разглашаются, однако западные СМИ со ссылкой на источники, знакомые с документом, сообщали, в частности, что "евротройка" предлагает ядерный реактор на легкой воде, США - экономические и политические выгоды, Россия - совместное предприятие по урану на российской территории.

В минувший понедельник глава внешнеполитического ведомства Германии назвал "немыслимым", что шесть мировых держав должны ждать еще два месяца ответа Тегерана на свои предложения, передает Reuters. "Наши предложения находятся у них уже две недели, - заявил глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. - Надеюсь, в Тегеране вскоре примут решение. Не представляю, что мы будем ждать до 22 августа".

Накануне министр иностранных дел Великобритании Маргарет Беккет заявила, что страны "евротройки", а также Россия, США и Китай не пойдут на "переговоры о переговорах" по иранской проблеме. По ее словам, для начала каких-либо консультаций должен быть получен ответ Тегерана на предложения Запада.

Президент Махмуд Ахмади Нежад на минувшей неделе сообщил, что Иран даст официальный ответ к 22 августа, что дало основания президенту Бушу обвинить Иран в стремлении выиграть время. Если Иран отклонит предложения "шестерки", то не исключено, что Совбез ООН ведет санкции. Заблокировать их могут Китай и Россия, особенно после того, как на недавнем саммите ШОС в Шанхае Ахмади Нежад предложил Путину заключить газовый союз, создав некий аналог ОПЕК. Президент России тогда сообщил, что досье Ирана можно вернуть из Совбеза ООН обратно в МАГАТЭ.

Заявление главы минобороны ФРГ также выглядит странно с учетом того, что в настоящее время, все работы по обогащению урана в Иране и так осуществляются под контролем МАГАТЭ. Об этом говорится в докладе этой организации, представленном совету управляющих МАГАТЭ. Вместе с тем, указывается в нем, агентство по-прежнему не имеет достаточной ясности относительно всех аспектов иранской ядерной программы. В частности, в документе обращается внимание на отсутствие прогресса в прояснении вопроса о происхождении следов высокообогащенного урана, которые были обнаружены на отдельных узлах центрифуг еще до начала работ по обогащению.