НТВ

Президент Грузии Михаил Саакашвили в парламенте Грузии ответил на вопросы временной парламентской комиссии по изучению августовских событий. Главный тезис его выступлений: Грузия вела войну, чтобы отразить российскую интервенцию.

Президент прибыл в парламент в 16:00 по местному времени. Как отмечает Грузия Online, комиссия под председательством оппозиционного депутата Пааты Давитая не имеет полномочий допрашивать президента страны. На вопросы Саакашвили отвечает по собственной инициативе.

"Я приветствую создание парламентской комиссии, так как это является подтверждением и демонстрацией стремления Грузии к демократии. То, что сегодня происходит, это исторический процесс, и в данный момент мы являемся создателями уникального случая в истории грузинского парламентаризма, потому что президент никогда не являлся в парламент на заседание парламентской комиссии", - отметил Саакашвили, которого цитирует "Новости-Грузия". Президент обычно появляется в парламенте только во время официальных выступлений.

Президент выразил надежду, что временная парламентская комиссия по изучению августовских событий опубликует объективный доклад.

- Саакашвили о Западе: там тоже не верили в интервенцию, но он за это никого не осуждает
- Саакашвили никогда не называл Путина "Лилипутиным", хотя вполне мог и видел причины
- Оппозиция подозревает, что Саакашвили "сидит на чемоданах" и может бежать

Версия Саакашвили: начали войну, чтобы отразить российскую интервенцию

Грузинская сторона отражала российскую агрессию и интервенцию. Это было действием в рамках законности и права. Этим заявлением президент Грузии обрисовал свой взгляд на августовскую войну.

"Нам стало известно, что российская тяжелая техника и вооруженная живая сила была мобилизована у Рокского тоннеля. Российская сторона незаконно нарушала грузинскую границу. Этот факт затем опровергла российская сторона. Накануне широкомасштабной интервенции, 6 августа, у нас убили миротворцев, бомбили грузинские и негрузинские села. В таких условиях должны спрашивать не о том, ведем ли военные действия, а о том, правительство какой демократической страны свыклось бы с жестоким уничтожением собственного мирного населения? Воевали, чтобы отразить российскую интервенцию, и это осуществили в рамках международного права и норм", - заявил президент Грузии (цитата по сайту Грузия Online).

Президент Грузии задал серию риторических вопросов: "Какая страна пересекла на танках и тысячами солдат границы соседнего государства? Какая страна отказалась от мирных планов ЕС и ОБСЕ? Какая страна отвергла мирный план министра иностранных дел Германии? Какая страна отказала европейским наблюдателям в допуске в зоны конфликта?" На все эти вопросы должны быть ответы, считает Саакашвили. И пока на них нет ответа в пользу России.

Российское агентство "Новости-Грузия" добавляет к этой цитате еще несколько важных высказываний:

"Да, мы приняли решение о военных действиях для установления контроля над Цхинвали. Это было тяжелым решением для нас, но это было решение, которое было принято для защиты родины и мирных граждан при тех условиях, когда огромное количество военной техники и живой силы другого государства находилось у границы Грузии. Мы получали данные разведки о том, что они начали пересекать границу, и получали как открытую, так и закрытую информацию о том, что планируется агрессия", - сказал Саакашвили.

"Между Грузией и Россией нет другого государства. Это наша суверенная территория, и мы боролись за свою страну", - отметил президент.

По заявлению президента, "краткосрочной целью Грузии было избежать противостояния, а долгосрочной целью – урегулировать конфликты". Вместе с тем, по его словам, "война не начиналась в августе и российская сторона в течение долгого периода планировала широкомасштабное противостояние".

"Россия осуществила оккупацию и аннексию. Подобное не происходило после второй мировой войны", - настаивает Саакашвили.

Президент также отметил, что председателем парламентской комиссии является его оппонент Паата Давитая, лидер движения "Мы сами". "С некоторыми членами комиссии (представителями оппозиции) год назад мы сидели по разные стороны стола, и нас разделяла пропасть", - заметил также Саакашвили.

"Я приветствую работу комиссии, которая выслушала много правды и много лжи", - сказал он. По его словам, "в условиях, когда в нескольких десятках километров от Тбилиси находятся оккупационные войска, на месте другого государства в стране ужесточился бы контроль над свободой слова, экономикой, деятельностью политических организаций. Однако наш ответ - это демократия и открытость".

Саакашвили о Западе: там тоже не верили в интервенцию, но он за это никого не осуждает

Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что со стороны США в Тбилиси не поступало никаких сигналов, которые дали бы повод Грузии начать военные действия в Южной Осетии. "Для меня непонятно, о каком "зеленом свете" идет речь, все это не соответствует действительности", - сказал он в пятницу на заседании временной парламентской следственной комиссии, и эту часть выступления цитирует "Интерфакс". Президент Грузии подчеркнул, что "Грузия не нуждается в указаниях, когда надо защищать свой народ".

"Мы не раз предупреждали наших партнеров о том, что Россия готовит нападение на Грузию, но они замалчивали эту тему", - сказал он. Однако, по его словам, на Западе никто не верил в то, что Россия пойдет на "интервенцию такого масштаба".

"Был фундаментальный постулат: Россия не готова к такой интервенции, тем более, что последняя такая интервенция была осуществлена в 1979 году, и поэтому никто в это не верил", - сказал он. Впрочем, Саакашвили признался, что и сам не верил в то, что Россия способна на агрессию такого масштаба.

"Мы несколько раз перепроверяли информацию о том, что российские военные уже входят на территорию Грузии, да и сейчас многие не верят в то, что Россия могла такое сделать первой", - сказал он, подчеркнув, что "это неверие и вызвало запоздалую реакцию Грузии".

Президент Грузии подчеркнул, что "не осуждает западных партнеров за то, что они до конца не верили в столь масштабную интервенцию".

Саакашвили никогда не называл Путина "Лилипутиным", хотя вполне мог и видел причины

Как выразился Саакашвили, российская политэлита ненавидит его "так же, как бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе". При этом сам Саакашвили заверяет, что "никогда не вспоминал Владимира Путина нецензурно".

"Вы когда-либо слышали, чтобы я называл Путина "Лилипутиным"? Никогда, ни в одном публичном выступлении не употреблял грубого выражения в адрес президента России, несмотря на то, что серьезные причины на то были. Это делала сама российская сторона в отношении грузинской политэлиты. Вспомните снятые русскими фильмы, которые были оскорбительны и постыдны", - возмущается президент.

"Если российские власти кого и ненавидят больше меня, это мой предшественник Шеварднадзе. Именно в его время российская сторона впервые разбомбила Грузию и отключила Грузии газ", - заявил Саакашвили. По его мнению, российская политика и агрессия давно вышли за демократические рамки (цитата по Грузия Online).

"Новости-Грузия" отмечает, что Саакашвили заговорил о "Лилипутине", отвечая на вопрос, правда ли, что он когда-то так назвал премьер-министра РФ. Как пояснил председатель комиссии, этот вопрос особенно интересует общественность и поступил в комиссию.

"С лидерами Европы и Бушем у меня установились дружеские, человеческие отношения. В случае с Россией, к сожалению, это не получилось, с их стороны не было встречного желания", - заявил в ответ президент Грузии.

В то же время Саакашвили подчеркнул, что не считает свои личные отношения с представителями руководства России причиной кризисных отношений между двумя странами. Кризис в отношениях между двумя странами объясняется "фундаментальными причинами".

"Они не считали нас как страну равноправными партнерами, и поэтому мы не смогли сформировать с ними отношения. Причина в этом не личная", - сказал Саакашвили.

Опросили всех, кого смогли

Комиссия уже задала вопросы всем высшим должностным лицам, имеющим отношение к августовским событиям. Среди них главы МИД, МВД, Минобороны, министерств здравоохранения и экономического развития, глава службы внешней разведки, бывший начальник Объединенного штаба ВС Грузии, секретарь Совета безопасности, госминистр по вопросам реинтеграции, спикер грузинского парламента, бывший командующий грузинскими миротворцами в Южной Осетии, губернаторы приграничных к зонам конфликтов регионов Грузии, бывший посол Грузии в РФ.

Наиболее скандальным было выступление на заседании комиссии по изучению августовских событий бывшего посла Грузии в РФ Эроси Кицмаришвили. Он заявил о том, что события августа было можно предотвратить, и возложил ответственность за войну как на Москву, так и на Тбилиси. По версии Кицмаришвили, летом 2004 года Эдуард Кокойты был готов решить кризис в целом "за несколько миллионов долларов", а высшее руководство Грузии обсуждало вопрос о начале широкомасштабной операции в Южной Осетии. Грузинское вторжение в Абхазию готовилось в апреле-мае 2008 года, для чего были привлечены израильские инструкторы. Михаил Саакашвили даже планировал перенести столицу Грузии в Сухуми. Начало военной операции в августе одобрил Вашингтон.

За обидные слова Кицмаришвили чуть не побили, и из зала заседаний он спасался бегством.

Как сообщает сайт "Новости-Грузия", президент еще утром, на совместном с премьер-министром Дании Андресом Фогом Расмуссеном брифинге, назвал ложью и глупостью заявление бывшего посла Грузии в России Эроси Кицмаришвили о том, будто США дали "зеленый свет" на проведение военной операции грузинским властям в августе.

Между тем комиссия намерена завершить опрос госслужащих после показаний президента страны и к 10 декабря подготовить заключение с рекомендациями высшему руководству Грузии относительно тех лиц, которые, на взгляд комиссии, допустили ошибки во время августовских событий.