Euronews

Ирландский референдум по базовому договору ЕС, призванному заменить его несостоявшуюся конституцию, может обернуться для Европы поражением. 12 июня в Дублине пройдет референдум по Лиссабонскому договору, и его положительный результат отнюдь не гарантирован. Именно ирландцы могут теперь похоронить все конституционные новации Евросоюза, пишет Berliner Zeitung.

До сих пор ирландцы считались в Европе тихими потребителями: они оставили политические интриги вечно недовольным соседям вроде британцев, бодро загребая под себя дотации зеленому острову. Ни в одной другой стране, говорилось еще в декабре, нет подобного доверия к ЕС. Но ни одной другой страны сегодня Брюссель не опасается так, как Ирландии, продолжает немецкая газета.

Даже сейчас, за две недели до плебисцита, как показывают опросы, явной поддержки базового договора ЕС в Ирландии не существует. "За" готово проголосовать 41% опрошенных, "против" - 33, а 26% еще не определились. Новый ирландский премьер-министр Брайан Коуэн твердо говорит, что он уверен в победе и "даже не думает о поражении", но чиновники в Брюсселе и дипломаты в Дублине задаются вопросом, откуда такой оптимизм? Ведь 4 млн ирландцев могут торпедировать планы остальных 496 млн европейцев. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

"Плана B" не существует

Ирландия - единственный член Евросоюза, который отдал голосование по Лиссабонскому договору "на откуп" своим гражданам. Согласно 46-й статье ирландской конституции, любая конституционная поправка должна быть одобрена на референдуме; а расширение договора ЕС - это конституционный уровень. В других 26 странах Евросоюза правительства избежали проведения референдума, побоявшись, что граждане могут воспользоваться плебисцитом, чтобы окоротить политиков, продолжает берлинское издание.

Кроме того, референдумы 2005 года во Франции и Нидерландах, в которых сгинула первоначально запланированная новая конституция ЕС, явились предупреждением для властей других стран - членов ЕС. Но до идеи, что смягченный, компромиссный Лиссабонский договор могут отклонить именно ирландцы, похоже, тогда никто не додумался, во всяком случае, никто не занимался последствиями в случае неудачи, отмечает газета. "Никакого плана B не существует, - говорит сейчас открыто пресс-секретарь Комиссии ЕС. - Если начистоту, то Лиссабонский договор и есть наш план B".

Правящие и главные оппозиционные партии Ирландии сходятся в своем проевропейском настрое: 7 мая в первом выступлении перед парламентом премьер Коуэн заявил, что ратификация базового договора является его "наисрочнейшей и наиглавнейшей задачей". В любом случае, как полагает Фонд науки и политики в Берлине, отставка его предшественника Берти Ахерна и перестановки в кабинете министров застопорили агитацию правящей партии Fianna Fail за Европу в самое неподходящее время. Кроме того, правительству запрещено использовать средства, полученные от сбора налогов, на политическую агитацию, могущую оказать влияние на конституцию. Fianna Fail и вторая по значимости партия Fine Gael вынуждены финансировать свою агитационную кампанию за счет собственных средств, указывает немецкое издание.

Противники Лиссабонского договора появляются, главным образом, из рядов партии Sinn Fein: они видят в Евросоюзе глобальную угрозу своей независимости. Однако гораздо более важным фактором может стать отношение крестьян, которые, как утверждают эксперты, получили самую большую выгоду от ирландского членства в ЕС. Еще несколько месяцев назад Ассоциация ирландских фермеров восторженно приветствовала базовый договор, но в последе время изменила позицию: теперь Ассоциация, насчитывающая в своих рядах 80 тысяч крестьян, угрожает отзывом своего согласия, если переговоры по вступлению страны в ВТО пойдут не так, как ей хотелось бы.

В 2001 году ирландцы "прокатили" Договор Ниццы

Судьба референдума в Ирландии, по мнению экспертов, находится в руках тех 26% избирателей, которые пока не определились, как голосовать, и тех, кто не примет участия в плебисците. В случае крайне низкой явки, как опасаются представители Комиссии ЕС, доля голосов противников единой Европы окажется существенной. Для такого предположения есть все основания: Договор Ниццы в 2001 году прокатили те же ирландцы, напоминает газета.

Тогда, судя по опросам, больше половины избирателей были готовы поддержать договор, но мало кто из них явился на участки - к урнам пришла лишь малочисленная группа противников, которая и одержала победу. Только при повторном голосовании ирландское правительство мобилизовало значительное число "согласных". На этот раз такой счастливый поворот исключен: прежде чем дело дойдет до второго тура, страна полностью изолирует себя от Евросоюза, резюмирует немецкое издание.