BBC News

Может ли закупка Ираном российских противовоздушных систем спровоцировать удар со стороны Израиля – или же поставить Израиль и Иран перед возможностью "взаимного гарантированного уничтожения", рассуждает в среду американская The Washigton Times. Оба варианта выглядят неприятно, отмечает издание.

В марте 2009 года Россия отправит в Иран современные противовоздушные ракеты дальнего действия С-300. К июню 2009 года они будут полностью готовы к бою, поскольку иранские военные пройдут обучение у российских инструкторов, сообщают источники в США и в России.

Председатель комитета по международным делам российского сената Михаил Маргелов на прошлой неделе побывал в Вашингтоне. Он заявил, что Иран "вскоре" сможет создать атомную бомбу. Учитывая кровожадную риторику президента Махмуда Ахмади Нежада, многие опасаются, что Иран применит данное оружие против Израиля, отмечает WT.

По сути, создание противовоздушного щита весной будущего года укорачивает период, за который Израиль или США могут организовать эффективную воздушную кампанию с целью уничтожить иранскую ядерную программу, отсрочить ее реализацию или нанести ей урон.

Исламская республика будет использовать противовоздушные системы дальнего действия и российские объектовые системы противовоздушной обороны "Тор М-1" для защиты своей атомной инфраструктуры, в том числе предприятий, где, возможно, производят ядерное оружие, от грозящего превентивного удара со стороны США или Израиля.

Система С-300 обладает радиусом поражения более 90 миль, может эффективно сбивать объекты на высоте в 30 километров и отслеживать одновременно до 100 целей. Она считается одной из лучших в мире и обладает поразительной многофункциональностью. Она может сбивать и летательные аппараты, и крылатые ракеты, и боеголовки баллистических ракет. (Полный текст на сайте InoPressa.ru)

Израиль всегда крайне эффективно вел борьбу с применением электронных средств против советской и российской техники, в том числе против систем ПВО. В 1982 году израильские F-16 уничтожили сирийские противовоздушные ракеты в долине Бекаа и на территории Сирии, что обеспечило Израилю полное превосходство в воздухе над Сирией и Ливаном. Тогда за два дня Сирия потеряла более 80 самолетов, треть своих военно-воздушных сил. Израиль же лишился одного устаревшего самолета A-4 Skyhawk – он был утрачен на земле, в результате пожара.

В 1981 году израильские F-15 и F-16 незамеченными пролетели над Иорданией и Саудовской Аравией, после чего уничтожили созданный Саддамом Хусейном реактор в Осираке.

А недавно, в сентябре 2007 года, израильские ВВС преподнесли сюрприз сирийцам, уничтожив, как предполагают, ядерный объект на северо-востоке страны. Судя по всему, самолетам удалось прилететь и улететь незамеченными.

Как бы то ни было, миссия в Иране, когда и если она состоится, будет очень сильно отличаться от операции в небе над соседней Сирией.

Во-первых, если Израиль подождет до марта следующего года, в Белом доме может оказаться уже новый хозяин, который будет отдавать предпочтение дипломатии, а не военной силе. Возможно, администрация Буша позволила бы Израилю пролететь над территорией Ирака и обеспечила дозаправку в воздухе, но Барак Обама такого, скорее всего, не допустит, предпочтя авианалетам "агрессивную дипломатию".

Во-вторых, у Израиля нет бомбардировщиков дальнего действия, наподобие американского тяжелого сверхзвукового B-1 или невидимки B-2.

Если Израиль решит начать бомбежки, то воздушные удары, вероятно, будут наноситься несколькими волнами, чтобы наверняка уничтожить цели, предполагает WT. Иран будет мстить практически гарантированно, а потому израильтяне, вероятно, нанесут удары не только по атомным объектам, но и по пусковым установкам баллистических ракет средней дальности "Шахаб-3", которые способны поражать территорию Израиля.

Кроме того, Израилю будут угрожать многочисленные акции возмездия со стороны "Хамаса" и "Хизбаллах" – террористических организаций, получающих поддержку Ирана. В то же время попытки атаковать американцев на Ближнем Востоке стали бы для Ирана самоубийством. Многие на Ближнем Востоке будут публично осуждать удары Израиля, но тихо благодарить Иерусалим за то, что он решился на необходимый шаг. Точно так же было после уничтожения реактора в Осираке.

Чтобы не допустить акций возмездия, Израилю, вероятно, придется "взять в заложники" иранский нефтяной терминал на острове Харг. Через Харг проходит 80% иранской нефти, и, если Израиль разбомбит терминал, Тегеран надолго лишится доходов. Если Иран выпустит по Тель-Авиву ракеты, то Израиль, вероятно, будет не только бомбить Тегеран, но и уничтожит Харг.

Существуют, однако, технические трудности. Израильские самолеты с системами электронного подавления, которые необходимы для противодействия системам ПВО, летают медленно и не вооружены. Поэтому они могут стать целями для противовоздушных ракет или даже истребителей.

Что еще важнее, премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт не годится для подобной работы. Его неуклюжие действия в ходе мини-войны с "Хизбаллах" в 2006 году выглядели чудовищно, Израиль тогда допустил множество ошибок при принятии решений, в плане стратегии, подготовки, логистики, в области командования, управления, связи и разведки.

Более того, недавняя передача Израилем "Хизбаллах" пленных боевиков показала, что Ольмерту не хватает стратегической дальновидности. Такого в истории еврейского государства еще не было: живых террористов обменяли на трупы, и все это показало, что Израиль слаб, его можно бить.

Это стало признаком того, что нынешнее правительство Израиля страдает стратегической слепотой, глухотой и глупостью. Сложно представить, что Израиль, имея нынешнее руководство, поведет войну с претендентом на звание региональной державы – с Ираном. Тем не менее, искушение заранее обезоружить Иран может оказаться нестерпимым из-за враждебности и непримиримости Тегерана.

Как отметил профессор Стивен Бланк из Армейского военного колледжа США, "когда имеешь дело с государственным руководством, которое руководствуется этнической или религиозной нетерпимостью, необходимо помнить, что подобное руководство становится одержимым и теряет способность к трезвому расчету".

Руководство Ирана рассчитывает, что Россия и Китай обеспечат ему защиту. С-300 являются важным компонентом этой защиты, а санкции неэффективны.

В этих условиях воздушные удары со стороны одного только Израиля – без поддержки США – могут оказаться слишком опасным предприятием. Но если США самоустранятся от этого кризиса, Израиль может оставить за собой возможность для повторного удара и обеспечить сдерживание Ирана, взяв в заложники города и основные нефтяные предприятия страны.

В пору холодной войны это назвалось "взаимное гарантированное уничтожение". На этот раз оно грозит миру из-за позиции верховного лидера Ирана Али Хаменеи и президента Ахмади Нежада.

Если Ближний Восток перейдет к стратегии "гарантированного уничтожения", то ситуация станет еще более опасной, чем теперь, а жизнь его обитателей – как никогда тяжелой и трагичной.