http://tvp.pl

Бывший ребенок-актер Лех Качиньский, которому сейчас 56 лет, после победы на президентских выборах в Польше оказался на более солидной сцене. Евроскептик, сторонник смертной казни и противник абортов, Качиньский уже попал в заголовки новостей по всей Европе, пишет польское издание еженедельника Newsweek.

Он вступил во власть в то время, когда польско-российские отношения далеко не идеальны. Однако он не исключил, что ситуация может измениться.

"Жизнь может быть непредсказуема. Так же как в США прорыва в американо-советских отношениях достигли республиканцы, вполне возможно, что в Польше лучшими партнерами по переговорам окажутся правые центристы. Мы – те, кто обладает наибольшей свободой, чтобы идти на компромиссы. Мы уже получили позитивные сигналы (из Москвы). (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

В интервью новый президент Польши высказал свое отношение к европейской валюте. Качиньский считает, что не стоит торопиться со вступлением в зону евро.

"Это такое огромное ограничение национального суверенитета, что мы не можем ввести его, сначала не посоветовавшись с польским народом. Я не допущу, чтобы подобное решение принимал только парламент".

Что касается пребывания польского военного контингента в Ираке, то здесь, по словам Качиньского, "возможно все, включая продолжение польской миротворческой миссии в Ираке".

"Левое правительство говорило, что поляки останутся там только до декабря 2005 года. В январе, я надеюсь, мы обсудим это с президентом Бушем. Мои взгляды очевидны, однако их реализация потребует от нас долгого разговора".

Говоря о длительности пребывания поляков в Ираке, президент отметил, что это не бесконечно. "Каждая кампания длится 6 месяцев, и я не знаю, сколько потребуется еще", - сказал Качиньский.

Его предшественник Александр Квасьневский после 10 лет пребывания на посту президента Польши планирует работать в ООН. Он так же, как и его преемник Лех Качиньский, провозглашает: миссия завершена. За 10 лет, находясь на посту президента, Александр Квасьневский добился принятия конституции и определил курс Польши на ЕС и НАТО. Он горд и удовлетворен тем, что стал единственным президентом в истории Польши, которому удалось продержаться на посту целых два срока, пишет Corriere della Sera.

Твердо решив вернуть физическую форму, с которой он в 1990 году вошел в президентский дворец, в этом году он сел на жесточайшую диету и за семь месяцев потерял 15 кг. Теперь, в 51 год, он готов ездить по миру как участник конференций и выдвигает свою кандидатуру, если в ООН нужны "опытные политики", в генеральный секретариат ООН.

"Центральная и Восточная Европа, – говорит он, – никогда не имела своего кандидата. Члены Совета Безопасности должны решить, нужен им еще один дипломат или им нужен политик. В первом случае я не слишком подходящий человек, но во втором – могу предложить свой опыт".

Он также поделился "своим рецептом" обновления ООН. По его словам, "великие державы должны объявить, какими инструментами они вправе воспользоваться при решении международных проблем, и они не должны смотреть на ООН, которой требуется больший динамизм, как на консервативный институт". (Перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru)

"Есть острая необходимость в реформировании Совета Безопасности, и очень важным фактом является то, что необходимо уточнить роль ООН в контроле за вооружениями и в борьбе с терроризмом", - считает Квасьневский.

Говоря о результатах президентских выборов в Польше, Квасьневский отметил, что главная проблема в недостаточной активности избирателей.

"Это означает, что голосовать пошла лишь недовольная Польша. Удовлетворенные почувствовали себя в безопасности и сочли необязательным идти на выборы", - пояснил экс-президент.

Выигравший выборы Качиньский сообщил, что "будет твердым президентом" и что еще более активно будет использовать прерогативы президента. Однако Квасьневский не разделяет взгляды избранного президента.

"Он, видимо, имел в виду изменения, которые он предлагает внести в конституцию, или идею усиления государства за счет уменьшения прав граждан. Я с этим не согласен и думаю, что, если будет проведен референдум, с ним выразят несогласие и все поляки", - отметил экс-президент.

Он также высказал свои мысли по поводу кризиса недоверия, который в последнее время терзает Европу.

"Ситуация – опасна, но мы не закрываем на ее глаза. Потребуется много усилий. Принятие бюджета должно стать первым шагом. Мы должны как можно быстрее узнать, смогут ли в ближайшее время французы и голландцы проголосовать за конституцию или ее все же следует изменить. Был дан год на размышления, но у меня складывается впечатление, что все убеждены в том, что конституция в нынешнем ее виде не может быть представлена на референдум".