В результате первого в этом сезоне снегопада Москва встала в гигантских пробках. Общая протяженность заторов на столичных дорогах составила почти 1 000 км. Власти города винят в этом синоптиков, которые не предупредили о снегопаде.

Но помимо погоды московских водителей подвел и необъяснимый с научных позиций феномен. Протяженность пробок и интенсивность трафика в российской столице, вопреки ожиданиям, не уменьшилась даже в кризисный год, передает BFM.ru.

Хотя, например, в Великобритании длина заторов постоянно сокращается вот уже два года подряд, что эксперты напрямую связывают с последствиями финансовых потрясений.

К сокращению пробок должны, по всем законам, приводить рост количества безработных, увеличивающиеся цены на бензин, отдельные финансовые катаклизмы типа банкротства банков. Почему же в Москве заторы не уменьшаются - такой вопрос задали научному руководителю НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаилу Блинкину.

Он признал, что вопреки ожиданиям, московский трафик не сдвинулся с места. Блинкин прогнозировал 25-30% сокращение пробок в связи с кризисом, но этого не произошло. При этом он добавил, что если данные обследования дорог на плотность машин 2008 года у него имеются и тщательно изучены, то аналогичных данных 2009 года просто еще нет. Возможно, в этом году их попросту никто не заказал.

Блинкин приводит в пример Техасский транспортный институт, где каждый год публикуют оценки того, что произошло с транспортными потоками, в том числе в свете экономического развития, во всех крупных городах США.

Для того же, чтобы свести на одном графике Москву, Петербург, десятки городов Великобритании или сотни городов США, нужны определенные данные нужного качества и формата. Такие данные в Москве делаются по результатам редко заказываемых исследований.

"К сожалению, у меня по этому году этих исследований просто нет. Если где-то за рубежом публикуют данные о ситуации в наших городах, это не заслуживает внимания. Это очень экспертно. Это примерно как по уровню коррупции", - сказал он.

На вопрос, почему в Москве, несмотря на общемировую тенденцию, сокращение экономики не приводит к сокращению пробок, Блинкин ответить не смог.

"Это вопрос за пределами прямого точного научного анализа", - говорит он. При этом он предположил, что такая ситуация связана с тем, что деловая активность и транспортная активность в Москве коррелирует менее плотно, чем это происходит в западных странах.

По мнению американского экономиста Энтони Даунса, который неоднократно в разных книгах публиковал свои взгляды на транспортные проблемы, заторы в часы пик неизбежны, это расплата человечества за нормированный рабочий день и упорядоченный график жизни.

На это Блинкин с долей иронии заметил, что затор в глазах американского экономиста и в глазах московского обывателя предстваляет собой совсем разные картины. Средняя скорость движения машин в городах Великобритании - 28-35 км/ч, с городах США – уже 38 км/ч. В Москве эта цифра составляет 21 км/ч.

Транспортники считают, что причина пробок – неправильная планировка города. Но, как говорит Блинкин, то, что происходило на дорогах Москвы в течение двух прошедших дней, вызвано совсем иными причинами.

В обычный рабочий день в Москве на линии одновременно находится 400-450 тысяч автомобилей на круг - это состояние неустойчивого равновесия. При вмешательстве какого-то возмущения равновесие перерастает в коллапс. В данной ситуации вмешательством послужил снег.

Также традиционно на первый снег коммунальные службы реагируют не слишком оперативно. Ко второму или третьему снегопаду они готовы гораздо лучше.

Кроме того, виной заторам явились и автомобилисты, оставившие свои машины в не предназначенных для этого местах.

"В Москве не отрегулировано парковочное пространство в принципе. У нас можно хоть в 100 метрах от Кремля в начале Тверской приткнуть машину. Это приводит к тому, что снег убрать невозможно. Если мы это не отрегулируем, для нас и снег будет бедствием", - говорит собеседник.

Блинкин также высказал свое мнение по поводу темпов строительства в столице.

"Посмотрите на темпы развития транспортной системы города, дорог, паркингов и темпы строительства. Мы же ситуацию только ухудшаем. Мы на 4 копейки улучшаем транспортную ситуацию. Крестовский мост вот ввели. А сколько при этом добавили функциональной нагрузки? Баланс между транспортными возможностями и функциональной нагрузкой у нас ухудшается каждый день", - говорит он.

По его мнению, выгоду от очередного строящегося объекта получает ограниченный круг лиц. Между тем, беда, связанная с нарушением баланса, ложится на все население города. "Если мы будем продолжать ухудшать этот баланс, нам будет только хуже", - добавил Блинкин.