Журналист Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) Дмитрий Великовский выявил тесные финансовые связи между компанией "Авилон", одно из подразделений которой многие годы продает автомобили почти всем российским силовым ведомствам, и родственниками высокопоставленных сотрудников Генпрокуратуры РФ. Информация была получена из материалов проходящего в США суда между российским холдингом и экс-владельцами лишившегося в 2015 году лицензии "Пробизнесбанка", оказавшимися в России под уголовным преследованием, пишет Meduza.

Одним из клиентов банка был совладелец компании "Авилон" Камо Авагумян. После того как ЦБ в 2015 году лишил "Пробизнесбанк" лицензии, банкиры остались должны Авагумяну и его компании около 100 миллионов долларов. В апреле этого года Басманный суд Москвы заочно арестовал двух экс-владельцев "Пробизнесбанка" Сергея Леонтьева и Александра Железняка по делу о хищении из кредитного учреждения более 25 миллиардов рублей, сообщало РИА "Новости".

Ситуация вылилась в судебное разбирательство. Руководство "Пробизнесбанка" обвиняет представителей "Авилона" в угрозах и инициировании уголовного преследования в России. Российский холдинг и его совладелец Авагумян подали встречный иск, требуя вернуть им вложенные средства.

Как рассказал американскому суду Авагумян, деньги "в рост" он передавал представителям "Пробизнесбанка" наличными в сумках, получая в качестве гарантии векселя, формально оформленные на его сына Карена. Но среди составленных юристами банкиров в рамках соглашении о погашении долга списков владельцев векселей оказалась также Диана Карапетян, дочь заместителя генпрокурора России Саака Карапетяна. Ей принадлежат векселя на общую сумму в четыре миллиона долларов, выпущенные в 2015 году кипрской компанией Vennop Trading. При этом, как отмечает Meduza, общего задекларированного дохода семьи Карапетян за последние несколько лет не хватило бы на покупку векселей на четыре миллиона долларов, что составляло в 2015 году примерно 230 миллионов рублей.

Партнеры по "Авилону" сказали в суде, что не знают Диану Карапетян и что ее фамилия появляется в документах из-за технической ошибки. В разговоре с Meduza Варшавский и Авагумян предположили, что это имя было вписано юристами Леонтьева, чтобы "политизировать дело". Авагумян отметил, что знаком с замгенпрокурора Карапетяном, но никаких особенных отношений с ним не поддерживает. Впрочем, представленные в суде документы говорят о том, что как минимум юридические представители "Авилона" знали о существовании векселей Карапетян и пытались договориться с руководством "Пробизнесбанка" о том, чтобы бумаги были выкуплены.

Кроме того, в американском суде оказалась запись переговоров еще одного совладельца "Авилона" Александра Варшавского с Леонтьевым в рамках переговоров о возврате долга в августе 2015 года. На ней Леонов говорит о связях холдинга с Генпрокуратурой: "Вы говорите, что вы - могущественные люди, что за вами старшие прокуроры, сын [генпрокурора Юрия] Чайки. Просто отлично". Варшавский в разговоре с Meduza заверил, что у него нет никаких связей с Генпрокуратурой. По его словам, Леонтьев сознательно провоцировал его, называя имена высокопоставленных российских чиновников, чтобы затем выставить себя жертвой и не возвращать долг.

Также, судя по данным официального реестра компаний Кипра и материалам суда, Авагумян владеет половиной кипрской компании Amiensa Holdings. Ей, в свою очередь, принадлежат 42,5% гостиницы Pomegranate Wellness Spа, которой владеет сын генпрокурора РФ Артем Чайка и бывшая жена замгенпрокурора Ольга Лопатина, о чем Фонд борьбы с коррупцией рассказал еще в 2015 году. Таким образом, доля Авагумяна в отеле составляет 21,25% и равняется пакетам Чайки и Лопатиной.

За последние шесть лет занимающийся поставкой автомобилей холдинг "Авилон АГ" заключил с Генпрокуратурой РФ контрактов на 700 миллионов рублей. Старший сын совладельца компании Георгий Авагумян сейчас делает карьеру в надзорном ведомстве.