Жизненный путь Валерия Шанцева
Архив NEWSru.com
 
 
 
В июне 1996 г. избран вице-мэром г. Москвы, баллотировался в паре с Юрием Лужковым
Архив NEWSru.com
 
 
 
Кроме того, наблюдатели отмечают еще одну отличительную особенность Шанцева: это единственный московский чиновник высшего уровня, обладающий безупречным, работающим в жесткие сроки аппаратом
Архив NEWSru.com

Валерий Павлинович Шанцев - вице-мэр города Москвы, название его второй должности – "руководитель Комплекса экономической политики и развития".

Родился 29 июня 1947 г. в селе Сусанино Костромской области. В 1966 году окончил Московский авиационный техникум им. Н.Н. Годовикова, затем - Московский институт радиотехники, электроники и автоматики по специальности "радиоинженер" и Академию народного хозяйства.

С 1968 по 1978 год работал помощником мастера, начальником бюро подготовки производства цеха, старшим инженером-технологом, заместителем секретаря парткома московского завода "Салют" .

В 1978-1979 гг. – инструктор промышленно-транспортного отдела Перовского райкома КПСС г. Москвы, затем заместитель заведующего отделом. В 1979-1985 гг. – инструктор, заведующий отделом машиностроения МГК КПСС.

В 1993-1994 годах - заместитель председателя исполкома Московской организации КПРФ. С марта 1994 года - в Московском правительстве. В 1991-1994 годах был также коммерческим директором хоккейного клуба "Динамо" - зампредом клуба (занимался проблемами хозобеспечения команды).

Создал в январе 1993 года Оргбюро МГК, конкурирующее с Информбюро МГК КПСС (Доровин и Кафырин), а также оргкомитет по подготовке ко II съезду Компартии РСФСР, конкурирующий с оргкомитетом ЦК КПСС. В 1993-1994 годах был заместителем председателя исполкома Московской организации КПРФ и сохранил связи в ЦИК РКП.

В 1994 г. назначен префектом Южного административного округа и членом правительства Москвы. Летом 1996 года на Шанцева было совершено покушение.


Взрыв радиоуправляемой бомбы 7 июня 1996 года, когда Шанцев получил 148 ран и 50-процентный ожог тела, в один миг сделал его имя известным во всей стране.


В июне 1996 г. избран вице-мэром г. Москвы, баллотировался в паре с Юрием Лужковым); одновременно - заместитель председателя правительства Москвы; был руководителем комплекса социальной сферы (1996-1999). В декабре 1999 г. вновь избран вице-мэром, в январе 2000 г. назначен первым заместителем премьера московского правительства.

Академик Международной академии информатизации, информационных процессов и технологий (1977), Международной академии менеджмента, Международной академии интеграции науки и бизнеса. "Почетный доктор" Государственного университета управления (1999). Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

По утверждению московских СМИ, "рьяный сторонник улучшения квасоварения в столице".

Женат, имеет двоих детей.

Глазами экспертов

Предложение коммунисту Шанцеву баллотироваться на пост вице-мэра в 1996 году было актом политического компромисса с левым антиельцинским фронтом, с которым московский мэр связывал тогда перспективы своей общефедеральной кампании.

В 1999 году, когда Лужков возглавил собственный антикремлевский проект "Отечество", аналогичное назначение уже было компромиссом с самим Шанцевым и, судя по сегодняшнему развитию событий, означало пик его политического могущества: предполагалось, что должность избранного вице-мэра автоматически конвертируется в мэрскую в связи с ожидаемым повышением начальства.

В 2002 году ничего не состоялось: ни повышение, ни конвертация. Журналисты неоднократно писали, что в иерархии исполнительной власти столицы Шанцев - "тень" мэра, его второе "я". Дважды они "ходили" на выборы в паре, и дважды москвичи подтверждали правомочность этого дуэта.

Сначала он тихо и незаметно подмял под себя имущественно-земельный комплекс первого вице-премьера Олега Толкачева, потом "отнял" большой кусок строительных организаций у другого первого вице - Владимира Ресина. Ему же достаются все политически значимые чрезвычайные комиссии: и после взрыва на Пушкинской площади, и после возгорания Останкинской телебашни.

Первоначально вице-мэр возглавил комплекс социальной сферы - очень хлопотный участок городского управления, не дающий ни состояний, ни особой политической славы. Не стремясь в отличие от многих московских чиновников играть в большой бизнес - например, контролировать бензозаправки или массовое жилищное строительство, - он тем не менее весьма эффективно распоряжался имеющимися у него ресурсами. Кроме контроля за бюджетными деньгами курирование социальной сферы позволяет следить, например, за закупкой "социально значимых" лекарств или за обеспечением объектов "соцкультбыта".

Кроме того, наблюдатели отмечают еще одну отличительную особенность Шанцева: это единственный московский чиновник высшего уровня, обладающий безупречным, работающим в жесткие сроки аппаратом.

Шанцева не знают, а потому боятся. Для многих он загадка, "человек-никто". Похоже, что этот тип чиновника становится все более востребован в Российском государстве, писал журнал "Компания" в 2000 году.

Однако в декабре 2003 года на выборы мэра Юрий Лужков отправился в одиночестве. Эту сенсацию обеспечил Московский городской суд при поддержке Мосгоризбиркома и Мосгордумы. Со стороны дело выглядело так, будто Юрий Лужков сошелся с Юрием Лужковым в жестокой схватке и Юрию Лужкову все же удалось одержать победу.

Мэрия, отстаивавшая право на избираемого вице-мэра, проиграла важный и интригующий процесс. Но "лояльность" всех ветвей городской власти московскому правительству – иными словами, Лужкову - традиционно лежит в основании столичного политического устройства и в целом до сих пор не подвергается сомнению.