Повод: Премьер-министр Грузии найден мертвым в квартире в Тбилиси
"Погибший в ночь на 3 февраля премьер-министр Грузии Зураб Жвания был одним из самых талантливых людей Грузии," - сказал журналистам начальник аппарата Государственной канцелярии Грузии Петре Мамрадзе. Это чистая правда. И в 1993 года, когда Зураб Жвания возглавил партию "Союз граждан Грузии", созданную для поддержки политики бывшего президента Эдуарда Шеварднадзе, и в 2001, когда он ушел в отставку с поста спикера парламента, протестуя уже против политики Шевардназде, и в 2004, когда глава партии "Объединенные демократы" вошел в число организаторов "революции роз", именно Жванию в Грузии считали мотором всей внутренней политики страны, и даже ее закулисным кукловодом.
Младореформаторов в политику привел Шеварднадзе
Зураб Виссарионович Жваниа родился 9 декабря 1963г. в Тбилиси. Его отец и матьВ 1985 г. З.Жваниа закончил биологический факультет Тбилисского государственного университета. С 1985 по 1992 год работал старшим лаборантом, а позднее - младшим научным сотрудником на кафедре физиологии человека и животных биологического факультета ТГУ.
В 1989 г. создал в Грузии движение "зеленых", затем - Партию "зеленых", пост председателя которой занимал до1993г. Затем два года З.Жвания являлся сопредседателем Партии "зеленых" Европы. В 1993 г. занял пост генерального секретаря прошеварнадзевской Союза граждан Грузии (СГГ). После победы СГГ на выборах 1995 г. - председатель парламента Грузии. 20 ноября 1999 года переизбран на эту должность. 1 ноября 2001 года Жваниа подал в отставку, мотивировав свое решение протестом против политики, которую проводил Эдуард Шеварднадзе.
После "революции роз" с ноября 2003 по 17 февраля 2004 года - государственный министр Грузии. 17 февраля 2004 года парламент Грузии утвердил Жваниа в должности премьер-министра республики. З.Жваниа был женат, имел троих детей. Владел английским, немецким и русским языками.
Жвания был одним из тех, кто ускорил конец эпохи Шеварднадзе. С самого начала своего президентства Шеварднадзе призвал себе в союзники группу, как их называли, молодых реформаторов во главе с Зурабом Жванией и Михаилом Саакашвили. Жвания стал спикером парламента, Саакашвили был влиятельным парламентарием, потом занял пост министра юстиции, а еще позднее был избран председателем Тбилисского городского совета <"сакребуло"). Во время острого политического кризиса в ноябре 2001 года Жвания подал в отставку, протестуя против силовых акций, предпринятых МВД и прокуратурой страны против независимой телекомпании "Рустави-2". После отставки он стал мишенью проправительственных СМИ. Они в открытую интересовались вопросами его этнического происхождения, сексуальной и политической ориентации. "Армянин и гомосексуалист" - эти два страшных для местного обывателя обвинения должны были сделать бывшего приверженца "седого лиса" практически никогда и никуда неизбираемым.
Тем не менее Жвания долго считался одним из тех, кто должен был придти на смену Шеварднадзе, обеспечив плавную и безболезненную смену режима. Харизматичный Михаил Саакашвили спутал эти планы.
Садовник тбилисского розария
В команде личных друзей и единомышленников Михаила Саакашвили, которую привела к власти "революция роз", Жвания был скорее партнером, чем товарищем.
О его лидерских амбициях заговорили еще задолго до 2004 года, однако честолюбивый и амбициозный, Жвания всегда оставался номером два - и при прежнем режиме, и при новой власти. При этом авторы "революции роз" признают, что своему приходу к власти Саакашвили в изрядной степени обязан политическим и организационным талантам Жвании.
Признают и то, что собственный рейтинг покойного премьер-министра едва ли достигал в лучшие времена 3-5%. Похоже, что Жвания был обречен оставаться самым непопулярным, но и самым влиятельным и опытным политиком в послереволюционной Грузии. И если Саакашвили был витриной новой власти, то Жвания - реально контролировал и ее аппарат, и финансы.
Предреволюционная Грузия славилась самым большим числом неправительственных организаций на душу населения. Демократически настроенная часть общества сосредоточилась здесь, эти люди проводили семинары и тренинги по всей Грузии, растолковывая людям их права. Массовые выступления протеста против ущемления оппозиционных СМИ осенью 2001 года, приведшие к отставке двух одиозных силовых министров, и, разумеется, ноябрьские события прошлого года показали, что их работа была сделана с большой отдачей.
Среди крупнейших НПО была компания ITF, занимающаяся информационными технологиями и составлением баз данных, в которой работали близкие люди Зураба Жвании.
Компьютерную версию избирательных списков по всей Грузии накануне скандальных парламентских выборов 2004 года, и приведших к революции, сделали сотрудники ITF. В результате во время ноябрьских выборов на избирательных участках республики были вывешены новые списки с грандиозными искажениями. Появились "мертвые души" 1800 года рождения, а многие себя там так и не нашли.
Возмущенная этим обстоятельством Грузия взорвалась "революцией роз". ЦИК (возглавлявшийся также бывшим сотрудником ITF) объявил, что результаты ноябрьских выборов сфальсифицированы, и принял парадоксальное решение - признать парламентские выборы по партийным спискам недействительными, а по мажоритарным округам - оставить в силе.
Так Зураб Жвания стал главным носителем всех секретов бархатной революции, ее главным идеологом, политтехнологом.
Последнее открытое проявление первых признаков раскола в команде Саакашвили-Жвания произошло в январе 2004 года, когда президент упразднил МВД и МГБ Грузии, создав новую структуру: Министерство по делам полиции и общественного порядка.
Кадровые перемены коснулись в первую очередь людей из окружения Жвания. Прежний министр обороны Георгий Барамидзе стал вице-премьером и госминистром по интеграции Грузии в евроатлантические структуры, фигурой по существу номинальной. Реальные же рычаги управления Саакашвили отдал своим людям, назначив главой военного ведомства своего ближайшего соратника по "Национальному движению", бывшего генпрокурора и министра внутренних дел Ираклия Окруашвили.
Отношения между силовиками были остры настолько, что вылились в публичную перепалку между "командами" президента Саакашвили и премьер-министра Жвания: Окруашвили обвинил чиновников Министерства обороны в трате государственных средств. Бывший министр обороны назвал оппонента интриганом.
Окруашвили и Жвания принимали активное участие в развитии грузино-осетинского конфликта в прошлом году. При этом Жвания вел переговоры, а Окруашвили - боевые действия. С именем жвания связывали подписание мирного соглаения, а Окруашвили осетины считали едва ли не главным источником дестабилизации. Возможно, у Жвания вызывало раздражение, что Михаил Саакашвили отдал Южную Осетию на откуп своему другу Окруашвили, и в результате контроль над ситуацией в этом взрывоопасном регионе был потерян. Москва же в дни обострения конфликта давала понять, что именно Жвания является "наиболее адекватным" политиком, с "которым можно еще разговаривать на каком-то языке".
После этой неприятной истории власть второго государственного центра, который представлял премьер-министр, значительно ослабла. Единая команда, пришедшей к власти во время "розовой революции", перестала существовать.
Накануне скандала Жвания совершил успешный визит в США. Стране была обещана финансовая помощь, а сам премьер получил почетную премию Гарримана и признан влиятельным и уважаемым политиком. Уйди после этого премьер в оппозицию - его оппонентом пришлось бы остерегаться. Все, кого Жвания сначала поддерживал, и кому потом оппонировал, вскоре завершали свою политическую карьеру. Примером тому сам Эдуард Шеварднадзе.