Предыдущее по времени существенное подорожание цен на нефть имело место в 1970-х годах. По мнению экспертов, оно было вызвано несколькими основными факторами.
Так, к этому времени Ирак, Алжир и Ливия установили контроль над нефтяной промышленностью и добились того, что вопрос о национализации оставался в повестке дня заседаний ОПЕК до конца десятилетия.
По иронии судьбы, перед этим западные нефтяные компании, стремясь уменьшить свою зависимость от дешевой нефти Персидского залива, сделали крупные инвестиции в Ливии, чью нефть, к тому же, не нужно было транспортировать через Суэцкий канал. Магнаты нефтяной промышленности позволили Ливии стать основным поставщиком нефти для некоторых компаний и ряда европейских стран. Однако 1 сентября 1969 группа ливийских армейских офицеров во главе с полковником Муамаром Каддафи захватила власть, и новое ливийское правительство, пользуясь уязвимостью западных компаний, объявило о намерении достичь паритета в доходах от продажи нефти со странами Персидского залива. Страны ОПЕК использовали в своих целях эту ситуацию и повысили цены на сырую нефть, изменив более чем десятилетнюю тенденцию падения цен.
Два других события способствовали резкому росту цен на нефть в 1971. Одно из них было связано с экономическими трудностями, которые переживали ведущие западные страны, особенно США. Поскольку экспортные поставки нефти оплачивались в долларах США, инфляция и нестабильность обменного курса создавали угрозу для экономик государств - экспортеров нефти. К тому же крупнейшие нефтяные компании ничего не имели против подъема цен, в результате которого их доходы существенно увеличивались.
Вторым фактором, способствовавшим росту цен в начале 1970-х годов, была все обострявшаяся политическая напряженность в регионе. Часть экспортной нефти шла через трубопроводы из Саудовской Аравии и Ирака к терминалам в Ливане и Сирии.
Окончательно цены взлетели вверх из-за войны Судного дня.
16 октября 1973, через десять дней после начала боевых действий, страны ОПЕК на 70% повысили цены на сырую нефть (с 3 до 5 долларов за баррель). 22 октября арабские государства-производители нефти откликнулись на требование Египта и Сирии сократить добычу нефти и наложить эмбарго на продажу нефти США в качестве ответной меры на поставки американского оружия Израилю.
Американские, европейские и японские нефтяные компании моментально подняли цены на нефть. На встрече ОПЕК 22 декабря было решено повысить цены еще на 128%, так что цена за баррель превысила 11 долларов, из которых 7 долларов получали страны-экспортеры.
Рост доходов и бюджетов нефтедобывающих государств позволил им приступить к осуществлению гигантских проектов строительства, что привлекло большое количество квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из стран арабского мира и других стран. Ближний и Средний Восток стал основным экспортным рынком для США и других индустриальных стран.
Всего в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973-1974 и еще в два раза в 1979 году. При этом в этих странах разразилась невиданная прежде инфляция.
Более того, их слабость в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения энергосберегающих технологий и экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.
Часть поступавших от продажи нефти денег расходовалась на увеличение импорта, однако объемы закупок и темпы их роста существенно варьировались по странам. В таких государствах ОПЕК, как Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Ливия, численность населения и способность внутренних рынков поглощать импорт очень невелики, поэтому расходы этих государств на импорт не могли возрастать так же быстро, как их доходы от экспорта. Лишь более населенные страны ОПЕК, такие как Венесуэла, Иран, Индонезия и Нигерия, оказались в состоянии использовать резко увеличившиеся доходы в интересах национального развития.