Повод: Последний раунд предвыборных теледебатов в США завершился победой Керри
Самой известной жертвой запрета на клонирование стал актер Кристофер Рив, скончавшийся 11 октября в США на 52-м году жизни. Повредивший позвоночник Рив остался почти полностью парализованным до конца своих дней. "Встать с инвалидного кресла мне помешали католическая церковь и президент Буш", - заявил как-то в интервью британской "Guardian". Он имел в виду, что администрация Буша пошла на полный запрет клонирования человека, включая и так называемое терапевтическое клонирование, уступая нападкам на клонирование представителей католической церкви.
"Если бы мы имели полную правительственную поддержку и необходимое финансирование проектов по клонированию, мы могли бы значительно продвинуться в этом вопросе, и у меня появилась бы надежда на излечение" - говорил Рив. Этими высказываниями актера воспользовался Джон Керри, который во время теледебатов с Джорджем Бушем заявил, что будет поддерживать исследования, чтобы спасти своего парализованного друга.
Именно этого и добиваются многие ученые, связывающие будущее медицины с терапевтическим клонированием и использованием стволовых клеток.. Одобрение и разрешение терапевтического клонирования человека основано на морально-этическом различии между "репродуктивным" и "терапевтическим" клонированием.
Репродуктивное клонирование - это воспроизведение всего человеческого организма целиком. Лечебное же (медицинское, терапевтическое) клонирование по определению прекращает копирование человеческих клонов на эмбриональной стадии и не допускает имплантации и нормальной беременности. При терапевтическом клонировании эмбрион разрушают на ранней стадии развития - на стадии и получают из него культуру стволовых клеток. Для получения этой клеточной массы, которая при нормальной беременности дает начало плоду, эмбрион неизбежно следует разрушить.
По мнению ученых, стволовые клетки таят в себе большие возможности. Медики считают, что их исследования смогут существенно помочь людям, страдающим такими недугами, как детский диабет, болезни Альцгеймера, Паркинсона, травмы спинного мозга и многие другие. Но использование клеток, извлеченных из человеческого зародыша, неизбежно моральные проблемы.
Споры ученых
Каждое человеческое тело содержит стволовые клетки. Из стволовых клеток зародыша вырастает около двухсот видов тканей и клеток нашего организма. У взрослого человека они служат своего рода материалом для срочных ремонтных работ - заменяют клетки, которые вышли из строя и умерли. Ученые работают с клетками, получаемыми из различных источников.
Споры идут исключительно вокруг стволовых клеток зародыша. Использование стволовых клеток взрослого человека не вызывает никаких этических проблем - взрослые клетки могут применяться для лечения многих болезней. Но для фундаментальных научных исследований необходимы стволовые клетки зародыша. И тут возникает этическая проблема, так как для извлечения таких клеток из зародыша его нужно убить.
В 2000 году британский парламент разрешил использовать человеческие эмбрионы для нерепродуктивного клонирования с целью получения стволовых клеточных культур. Это событие вызвало широкий резонанс во всем мире, включая резкие отклики многих христианских церквей.
Выделение эмбриональных стволовых клеток впервые было осуществлено двумя исследовательскими группами в США в 1998 году. Профессор Джон Герхарт из Университета Джона Хопкинса (Балтимора, США) использовал в качестве исходного материала абортированные плоды. Его коллега из Медицинского центра Рамбам в Израиле д-р Иосиф Ицкович начал с той же целью перерабатывать эмбрионы, оказавшиеся побочным продуктом репродуктивной технологии оплодотворения в пробирке.
Споры политиков
Еще в начале 80-х годов администрация президента Рейгана наложила запрет на использование государственных средств для экспериментов, предусматривающих разрушение человеческих эмбрионов. Однако все это не означает, что эксперименты с эмбрионами нелегальны сами по себе - их только не разрешается проводить на деньги налогоплательщиков. Частные компании не связаны подобными ограничениями.
В 2001 году президент Буш разрешил исследовать зародышевые стволовые клетки, используя существующие колонии клеток, созданные для экспериментов. Однако интерес к этой проблеме вспыхнул с новой силой после кончины экс-президента Рейгана, страдавшего болезнью Альцгеймера. Его вдова, Нэнси Рейган открыто выступает за расширение масштабов исследования стволовых клеток, а сын президента, Рон, обратился к делегатам съезда Демократической партии с призывом отменить введенные президентом Бушем ограничения.
Рон Рейган говорил о массовом производстве зародышей путем клонирования с целью изготовления новых лекарств. Кандидат в президенты от Демократической партии Джон Керри обещал отменить введенный Бушем запрет на финансирование исследования зародышевых клеток из новых колоний.
Эксперимент или убийство Две крайние точки зрения на ограниченное клонирование отражают две морально-этические позиции по отношению к эмбриону человека. Мнение ученых отражает биологический подход. Согласно ему, эмбрион, который не прошел имплантацию и внутриутробное развитие, не имеет никаких интересов, которые общество должно защищать. Такой эмбрион - не более чем скопление клеток, управляемых не мозгом, а генетическим кодом.
Их оппоненты рассматривают эмбрион как живого человека, которого следует воспринимать как полноценную личность с первого мгновения его существования. Общество обязано защищать человеческий эмбрион в силу его генетической уникальности и способности вырасти в личность. Вот почему эксперименты над эмбрионами - ничем не оправданное убийство.
Вообще, клонирование человека считается недопустимым, потому что оно нарушает принцип уникальности каждой человеческой личности. Весьма вероятно, что клонированный человек будет считаться неполноправным по отношению к человеку, появившемуся на свет обычным образом. Разрешение на создание экспериментальных эмбрионов поднимает проблему создания человеческой жизни исключительно в утилитарных целях. Клонированные эмбрионы или полученные из них стволовые клетки имеют большую коммерческую ценность, а значит, встает проблема торговли человеческой жизнью.